9 патогенез и симптоматика эфферентной моторной афазии. В каких условиях возможно вернуть речь при моторной афазии? Моторная афазия - лечение зависит от многих факторов

Представляет собой системное расстройство речевой деятельности при ведущей роли нарушения кинетического аспекта.

Локализация очага - преимущественно в задненижних отделах премоторной области (заднелобная кора) левого, доминантного по речи, полушария головного мозга ("зонаБрока") - поле 44 и частично 45.

При полном разрушении зоны больные не могут произнести почти ни одного слова. При попытке что-либо сказать произносят нечленораздельные звуки. В то же время они понимают обращенную к ним речь (и отдельные слова и целые фразы). Часто в устной речи больных остается одно слово или сочетание слов (словесный стереотип - "эмбол"), который становится заменой всех слов. Больные произносят его разной интонацией, пытаясь выразить свою мысль.

В механизмах нарушения речи здесь можно выделить два взаимодействующих момента.

1. Дефект речи, обусловленный нарушением кинетической мелодии, когда нарушается организация речевой моторики, плавная смена артикуляторных движений, дефект разворачивания действия, т. е. использования так называемого текущего сукцессивного (последовательного) синтеза. Это выражается в речи грубой персеверацией, а также затруднениями координации одновременно совершаемых действий (например, сочетанного осуществления ответа жестом и словом), неспособностью проанализировать услышанное, неудержанием речеслухового ряда, отчуждением смысла слов. Часто сопровождается грубыми произносительными нарушениями речи: дезавтоматизацией (потерей плавности речи), запинаниями, смазанностью произношения.

Пример. Фраза "Мой старший сын - студент института" произносится больным следующим образом: "Сын., мой... мон... теперь... видите ли... ей... ей... как это., сын... старосторен... ста... стуженит...". Больные с этой формой афазии могут произносить отдельные звуки (иногда слова или целые короткие предложения, в зависимости от степени тяжести афазии), но все трудности начинаются, как только нужно перейти к произнесению серии звуков (слов, предложений). Трудности торможения предыдущих речевых актов и переключения на последующие и приводят к персеверациям.

В меньшей степени нарушается повторение слов и коротких простых фраз, договаривание незаконченных простых предложений. Самостоятельная и диалогическая речь либо отсутствует (эмболофазия), либо очень бедная, односложная. Затруднен подбор слов, паузы заполняются вводными и стереотипными словами, междометиями.

Трудности в плавном протекании активной устной речи, нарушение ее автоматизированности приводят к вторичному дефекту таких форм речевой деятельности, как чтение (грубо нарушается чтение вслух и про себя), письмо (все виды) и понимание устной речи (при определенных сенсибилизированных пробах).

Нарушения мелодии двигательного акта могут быть обнаружены и вне речевой деятельности в виде дефектов динамического праксиса - персеверации, синкинезии, иногда наблюдается двигательная расторможенность.

2. Вторым моментом в синдроме эфферентной моторной афазии является заторможенность или распад ранее образованных условно-рефлекторных связей между речевыми единицами. Угнетение прошлого опыта, ранее затверженных стереотипов, выражается в том, что на всех уровнях устной самостоятельной речи, чтения и письма - от букв до слов, словосочетаний, речевых оборотов - выступают дефекты амнестического типа. Поэтому эфферентную форму афазии иногда называют "вербальной", так как забытыми оказываются названия объектов, букв, законы языка, в том числе и правила орфографии. В речи отсутствуют предлоги, связки, наречия, прилагательные. Используются преимущественно существительные в именительном падеже и реже - глаголы в инфинитиве ("телеграфный стиль"). Теряется собственное чувство грамматических стереотипов при сохранной способности различать грамматические несообразности в предложенных на слух предложениях.

Больные с эфферентной моторной афазией легко могут произносить автоматизированные ряды (например, порядковый счет) и рядовую речь с малым выбором альтернатив (например, "У самого синего..."). Однако счет в обратном порядке (от 10 до 1) практически недоступен, т.е. минимальная произвольность уменьшает возможности устной речи.

Отраженная речь также нарушается не грубо, за исключением повторения сложных слов и многосложных фраз. Грубые нарушения чтения, вплоть до полного распада, типичны для грубой и выраженной афазии, но встречаются при умеренной и, как исключение, при легкой. Чтение больше зависит от сохранности устной речи и оказывается более полноценным, чем письмо. Ошибки в написании очень разнообразны: пропуски букв, особенно гласных, трудности в подыскании нужной графемы, реже - перестановки букв, орфографические ошибки (пишут, как слышат). Телеграфный стиль в письменных изложениях выражен сильнее, чем в устных. Восстановление письма, как правило, сильно отстает от восстановления речи. У больных с эфферентной моторной афазией признаки теменного синдрома отсутствуют (хотя могут бить и трудности, связанные с удержанием инструкции по соответствующим пробам).

Состояние орального праксиса оценивается отдельно по трем его видам: элементарному, артикуляторному и символическому. Нарушения артикуляторного праксиса при этой форме афазии не обнаруживаются. Резко выраженные нарушения элементарного орального праксиса встречаются при тяжелой афазии: грубой или выраженной. У всех больных в той или иной степени наблюдаются нарушения символического орального праксиса.

Локализация очага поражения. Первичный дефект. Нейропсихологические признаки. Речевой статус больного. Нарушение письма, чтения, счета, понимания речи, мыслительных процессов. Варианты эфферентной моторной афазии.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии (поля 44, 45). Она сопровождается, как правило, кинетической апраксией, выражающейся в трудностях усвоения и воспроизведения двигательной программы.

Поражение премоторных отделов мозга вызывает патологическую инертность речевых стереотипов, приводящую к звуковым, слоговым и лексическим перестановкам и персеверациям, повторам. Персеверации, непроизвольные повторы слов, слогов, являющиеся следствием невозможности своевременною переключения с одного артикуляторного акта на другой, затрудняют, а иногда делают полностью невозможными устную речь, письмо, чтение.

Эфферентная моторная афазия многовариантна. Существует пять вариантов данной формы. А. Р. Лурия выделил и подробно описал 4 ее варианта.

Нарушение экспрессивной речи при разных вариантах эфферентной моторной афазии. При грубой эфферентной моторной афазии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь. Апраксия артикуляционного аппарата при этой форме афазии проявляется не в трудностях повторения отдельных звуков, а в утрате способности повторить серию звуков или слогов. Больной многократно повторяет их, при просьбе повторить две серии звуков или слогов персеверирует звуки из предыдущего звукового или слогового ряда, не испытывая трудностей в самом акте звукопроизношения. Это самый тяжелый вариант эфферентной моторной афазии.

Вследствие инертности артикулирования отдельных слов могут наблюдаться контаминации, обусловленные переносами слога предыдущего слова: «стожка» (стол, ложка).

При другом варианте эфферентной моторной афазии при спонтанном восстановлении речи и общении нередко формируется выраженный экспрессивный аграмматизм: больные пропускают глаголы, с трудом употребляют предлоги, флексии существительных выявляется так называемый аграмматизм типа «телеграфного стиля», который возникает вследствие нарушения предикативной функции внутренней речи. В более легких случаях глаголы переносятся вконец предложения. Например, при рассказе по серии сюжетных картинок «Случай на реке» был произнесен следующий текст:

«Это мальчик... мальчик и вот речка и плот и мальчик как это... падать в воду и плот туда позвать далеко... И мальчик пионер ботинки снимать надо... зовет как это... помогите...»

При третьем варианте эфферентной моторной афазии не наблюдается столь грубого аграмматизма, а выявляется крайняя инертность в выборе слов, в высказывании отмечаются длительные паузы, персеверации, вербальные парафазии, произнесение слов становится растянутым. Длительные паузы, вызванные инертностью протекания речевых процессов, внешне напоминают амнестические трудности, характерные для семантической афазии, но в их основе лежит инертность выбора лексических средств.

Нарушение регуляции выбора слов приводит и к вербальным парафазиям, которые обусловлены инертностью переключения при их извлечении из разных «семантических полей». Например, составив фразу: «Мальчик удит рыбу», страдающий афазией переходит к составлению фразы по другой сюжетной картинке и вместо фразы «Мальчик купается в реке», произносит: «Мальчик удится, ловится в речке» или вместо «Кузнец кует подкову» произносит «Кузнец кузнечит что-то».

Наблюдается еще один вариант эфферентной моторной афазии, при которой речь нарушается лишь в звене плавной, мелодичной смены одного слога другим. Речь этих больных грамматически правильно оформлена, но из-за нарушений ритмико-мелодической стороны речи страдает выделение не только ударных слогов, но и интонационная окраска психологического предиката, т. е. того нового, о чем говорится в сообщении, на что падает логическое ударение.

Функция называния. При тяжелой форме нарушения речи функция называния полностью отсутствует, а при подсказке первого слога слова происходит либо автоматизированное его заканчивание, либо соскальзывание на другое слово, начинающееся с того же слога. Например, называя предметные картинки, больной, получив слоговую подсказкумо, вместо словамолоко произносит «море», «морковь», «мороженое» и т. п.

Нарушение письма. При эфферентной моторной афазии наблюдается выраженная аграфия: запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам.

В тяжелых случаях при правильном повторении слова невозможна не только его запись, но и складывание из уже выбранных букв разрезной азбуки.

Нарушение чтения. В наиболее грубых случаях чтение носит угадывающий характер, доступен показ того или иного написанного слова, подклады­вание подписей к картинкам. Эти грубые нарушения чтения и письма обусловлены распадом способности программирования звукобуквенного состава слова. При «телеграфном стиле» чтение может быть сохранным.

В более легких случаях возможно чтение отдельных слов и коротких предложений, но затруднено понимание прочитанного, особенно предложений со сложной синтаксической структурой.

Нарушение понимания. В основе расстройства понимания при эфферентной моторной афазии лежит инертность протекания всех видов речевой деятельности, нарушения так называемого «чувства языка» и предикативной функции внутренней речи. Не различаются на слух грамматически правильно построенные высказывания и неправильные. Плохо понимается переносный смысл метафор, пословиц, что объясняется трудностью переключения на иной, скрытый смысл высказывания (А. Р. Лурия, 1975), отмечается нарушение понимания многозначности слов. Например, словакоса, ключ, идти - больные воспринимают как неправильные.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении заднелобных отделов коры мозга (44 поле - зона Брока) – нижних отделов премоторной зоны коры головного мозга. Этой зоной осуществляется линейная, временная организация движения. Образуются синтагматические цепочки звуков и слогов в слове, слов в предложении. При эфферентной моторной афазии страдает связное, развернутое, синтагматически организованное высказывание. Центральным механизмом данной формы афазии является патологическая инертность возникших стереотипов, появляющаяся из-за нарушений смены иннервации, что ведет к нарушению своевременного переключения с одной серии артикуляционных движений на другую.

При полном разрушении зоны Брока больные не могут произнести почти ни одного слова. При попытке что-либо сказать произносят нечленораздельные звуки.

Характерными являются трудности включения в активную речь. При попытке спонтанного высказывания, при ответной реплике в диалоге не в состоянии начать фразу. Однако если удается произнести первое слово, то нередко осуществляется произнесение и всей фразы.

Наблюдаются персеверации – патологические повторения или настойчивые воспроизведения какого-либо действий, слогов, слов. В основе персевераций лежат процессы, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия. Персеверации затрудняют или делают невозможной устную речь.

Произнесение отдельных звуков остается сохранным, устная речь нарушается лишь при переходе к серийному произнесению звуков, слов. Из-за персевераций становится невозможным конструирование и произнесение предложений. Персеверации увеличиваются с увеличением упорных попыток произнести слог, слово, предложение. В связи с этим устная речь отсутствует полностью, замещаясь одним–двумя речевыми осколками – эмболами. Дефекты переключения, персеверации идут и на фоне нарушения просодики речи, т.е. нарушения ударения, ритмико-мелодической структуры, интонации: голос плохо модулирован, слоги равноударные, речь скандированная. Спонтанная речь изобилует штампами, стереотипами.

Отмечаются также нарушение чтения и письма, возникающее из-за трудностей начинания фразы. Наблюдается апраксия.

Динамическая афазия.

Динамическая афазия или «дефект речевой инициативы» возникает при поражении отделов мозга, располагающихся кпереди от зоны Брока и дополнительной речевой «зоны Пенфилда».

Центральный дефект – нарушение продуктивной, активной речи, невозможность активного высказывания.

Характерными являются дефекты:

1) активной, продуктивной речи, что выражается в ее замещении речевыми шаблонами, стереотипами;

2) нарушения предикативности речи: в речи мало глаголов, либо вообще отсутствуют. Фраза короткая, «рубленая». Между словами длительные паузы.

Самостоятельно они почти не высказываются. На вопросы отвечают односложно, часто повторяя отдельные слова вопроса.

Страдает не только устная экспрессивная речь, но и внутренняя речь. Отраженная, номинативная формы речи остаются сохранными. Наиболее отчетливо при динамической афазии выступает дефект монологической речи и развернутого диалога. Основа этого нарушения сукцессивной организации речевого высказывания. Трудности осуществления диалога вызваны дефектами таких его свойств, как активность, намеренность, эмоционально-выразительная функция. Относительно сохранны чтение и письмо (нарушены развернутые формы письменной речи).


Коррекция афазий

Все формы афазии объединяет общее свойство: во всех случаях имеет место глубокая патология речи как сложнейшей психической функции, тесно связанной с другими высшими психическими процессами, а также и непосредственно с личностью человека.

На первое место выступает нарушение коммуникативной функции речи. Расстройства речи типа афазий сравнительно редко выступают в изолированной форме. Это объясняется тем, что данные расстройства являются лишь одним из симптомов сложного комплекса различных других дефектов, возникающих после того или иного поражения мозга, и поэтому они сопровождаются двигательными, чувствительными, а нередко и интеллектуальными нарушениями.

Особенно сложными в этих случаях могут быть расстройства движений, которые чаще всего сопровождают афазию - «апраксия».

Апраксия – нарушение целенаправленного действия. Данные расстройства движения не обусловлены параличом или парезом, а также нарушением координации или заболеванием костно-мышечной системы. В этих случаях при целостности органов движения и способности их производить утрачивается необходимая последовательность в произведении отдельных компонентов сложного двигательного акта. Движения утрачивают свою целенаправленность. Сюда же относится и потеря целого ряда профессиональных двигательных навыков.

Выделяют следующие виды апраксии: моторная, идеоторная, конструктивная, апраксия пространственных соотношений, графическая, оральная.

Моторная – самая грубая форма апраксических нарушений. Нарушены действия и по подражанию, и спонтанные. Забываются самые простейшие обиходные действия. Идеоторная апраксия характеризуется сохранностью подражательных при нарушении элементарных действий, чаще их последовательности. При конструктивной апраксии – невозможность конструктивных действий ни по письменной, ни по устной инструкции. Апраксия пространственных соотношений проявляется в невозможности ориентировки на местности. При графической утрачивается способность воспроизводить графическое изображение букв. Оральная апраксия – нарушение привычных движений языка при образовании отдельных фонем как по слуху, так и по подражанию.

При афазии могут наблюдаться агнозии : предметная, оптико-пространственная (апрактогнозия), буквенная и цифровая, агнозия на цвета, агнозия на лица .

Основная задача при преодолении предметной агнозии – восстановление обобщенного образа предмета. В коррекционно-педагогической работе используют: а) анализ зрительного образа реальных предметов и их зарисованных изображений; б) сравнительный анализ зрительного образа предметов одного класса с выделением дифференциальных признаков (чашка – стакан и т.п.); в) идентификацию зрительных изображений разнообразных по способу изображения (например: выбрать из набора картинок изображения людей, домов, кошек, деревьев, транспорта и т.п.); г) срисовывание предметных изображений, а также рисование их по памяти с предварительным анализом характерных признаков; д) конструирование заданных предметов со сходными дискретными признаками из отдельных деталей.

При апрактогнозии основными направлениями в коррекционной работе являются: а) восстановление схематических представлений о пространственных соотношениях объектов действительности (поворот фигуры в пространстве); б) работа с географической картой (нахождение сторон и частей света, конкретных объектов); в) работа с часами (установка стрелок соответственно заданному времени, списывание цифр по расставленным стрелкам). Преодоление расстройств конструктивной деятельности начинается с оживления понятий «форма», «размер»: выработка дифференцированного восприятия круглой и угольной формы; срисовывание предметов и геометрических фигур; дорисовывание предметов; рисование предметов и геометрических фигур по памяти; кубики Кооса; конструирование различных деталей. Восстановление праксических и гностических функций включает и такие виды работы: выработка ориентировки в пространстве; восстановление способности к симультанному восприятию предметов (привлечение ощупывания); преодоление апраксии одевания (выполнение различных операций одевания с предварительным анализом и вербализацией действий).

Преодоление нарушений буквенного гнозиса подразумевает восстановление чтения (устранение алексии).

При агнозии на цвета коррекционно-педагогическая работа направлена на выработку обобщенного категориального отношения к цвету. Используют приемы: а) «смысловое обыгрывание» понятия того или иного цвета на основе оживления наиболее стереотипного связанного с ним образа (красный – помидор, рябина; зеленый – трава, виноград и т.д.); б) предъявление контурных изображений «обыгранных» в предыдущем задании предметов для раскрашивания их по образцам (перенесение цвета с одного рисунка на другой); в) классификация цветов и их оттенков и т.д.

Агнозия на лица требует специальной работы по ее преодолению, начинающейся с выяснения степени узнавания лиц известных людей на портретах. Затем, привлекая наиболее знакомые портреты, проводят «оживление» зрительного образа того или иного лица на основе связанных с ним вербальных, музыкальных, живописных и других ассоциаций (прослушивание стихов, песен, рассматривание картин).

Восстановительное обучение при афазии предполагают комплексное воздействие на речь, поведение и всю психическую сферу в целом.

Для этого необходимо:

1) восстановление речи как психической функции, а не приспособление лица с афазией к своему дефекту;

2) восстановление деятельности речевого общения, а не изолированных частных сенсомоторных операций речи;

3) восстановление, прежде всего, коммуникативной функции речи, а не отдельных ее сторон;

4) возвращение лица с афазией в нормальную речевую среду, а не в упрошенную, то есть – возвращение к профессиональной деятельности.

Выделяют два периода в работе с лицами с афазией:

острый – до двух месяцев после заболевания;

В острый период основные задачи:

1) растормаживание временно угнетенных речевых структур;

2) предупреждение возникновения и фиксации некоторых симптомов афазии: аграмматизма, вербальных и литеральных парафазий, речевого эмбола;

3) предотвращение отношения лица с афазией к себе как к неполноценному, к человеку, который не может говорить.

Основной задачей в резидуальный период является затормаживание патологических связей.

Растормаживание речевой функции на основе старых речевых стереотипов следует проводить на раздражителях малой силы (шепотом, вполголоса). Материал подбирается по его смысловой и эмоциональной значимости для лица с афазией, а не по признаку легкости или трудности произношения. Для этого следует познакомиться с историей болезни, поговорить с лечащим врачом, родственниками для выявления склонностей, увлечений, интересов. Можно использовать привычные речевые стереотипы – счет, дни недели, месяцы; эмоционально значимые отрывки стихов, договаривание ходовых фраз, выражений. Со временем, работа с близкого для обучающегося материала переводится на вопросы специальности, профессии.

В основе восстановительной работы по растормаживанию речевой функции лежит диалогическая речь. Можно использовать следующую схему восстановления диалогической речи: повторение готовой формулы ответа (отраженная речь) – подсказки одного, двух слогов каждого слова ответа – спонтанный ответ с выбором из двух, трех, четырех и т.д. слов, использованных логопедом при постановке вопроса – спонтанный ответ на поставленный вопрос без учета количества слов, использованных в вопросе, и задавание вопросов самим лицом с афазией.

Появление аграмматизма при афазии, как правило, результат неправильной организации первоначального восстановительного периода, когда проводится растормаживание или только номинативной функции речи, или только предикативной. Речь сразу должна быть полноценной со стороны лексики, а дефекты произношения, не снижающие правильности построения предложения, можно пока терпеть. В этом и заключается сущность профилактики аграмматизма. Работу по преодолению аграмматизма проводят не только на устной, но и, когда немного восстанавливается навык письма, на письменной речи. В основе упражнений (устных и письменных) по предотвращению развития аграмматизма лежит диалогическая форма речи.

Наиболее трудным в плане предупреждения и преодоления патологическим симптомом является речевой эмбол, нередко образующийся в первые недели после поражения.

Выделяют два основных типа речевых эмболов: единственное слово или предложение, которое возможно произнести, либо пусковой механизм, необходимый для произнесения других слов. Так как речевой эмбол является результатом и проявлением застойности, инертности нервных процессов, он не может служить исходной точкой для восстановительных занятий. Затормаживанию речевого эмбола (речевой персеверации) способствуют следующие условия:

1) соблюдение между речевыми раздражителями оптимальных интервалов, позволяющих «угаснуть» после выполнения каждого задания возникшему возбуждению;

3) пауза в занятиях при первом же намеке на возникновение персеверации;

4) временное ограничение разговоров с окружающими, за исключением логопеда.

Для предотвращения отношения лица с афазией к себе как неполноценному следует с почтением разговаривать с ним, горячо и искренне переживать все его успехи и огорчения, стараясь постоянно подчеркивать достижения, спокойно и уверенно объяснять трудности, создавая уверенность в своих возможностях.

В резидуальный период необходима более тщательная дифференциация методических приемов в зависимости от формы афазии.

По тяжести нарушения выделяют две группы:

1-ая – наиболее запущенные дома, с которыми никто не говорит;

2-ая – более сложная – лица с речевым эмболом, аграмматизмом.

С обеими группами следует начинать работу с растормаживания речи, однако, со второй группой необходимо параллельно заниматься скорейшим изжитием эмбола. Для этого следует, не фиксируя внимание на использовании эмбола, обходить все звукосочетания, способствующие его произношению.

Так как восстановительное обучение направлено, прежде всего, на восстановление коммуникативных способностей, необходимо вовлечение в общение не только на занятиях, но и в семье, общественных местах.

Основной задачей восстановительного обучения приакустико-гностической сенсорной афазии является преодоление дефектов дифференцированного восприятия звуков, восстановление фонематического слуха. Только восстановление процесса звукоразличения может обеспечить возрождение всех пострадавших сторон речи, главным образом, понимание речи. В восстановительном обучении Л. С. Цветкова выделила пять стадий. На первой стадии устанавливают контакт с лицом с афазией, затормаживают логорею, переводят попытки вербального способа коммуникации на невербальную деятельность, переключают внимание обучающегося с речи на невербальные действия. На второй стадии переходят к обучению слушанию и слышанию обращенной речи. Основной задачей третьей является выделение отдельных слов из собственной речи. Центральная задача четвертой стадии – восстановление дифференцированного восприятия звуков речи, то есть работа по восстановлению фонематического слуха. На пятой переходят к осознанному и дифференцированному выделению слова из фразы, фразы из текста.

При акустико-мнестической (амнестической) форме афазии центральная задача обучения – восстановление (расширение) объема акустического восприятия, преодоление дефектов слухо-речевой памяти и восстановление устойчивых зрительных образов-представлений предметов. Выделяют три стадии восстановительного обучения при данной форме афазии (Л. С. Цветкова). Задачей первой стадии является восстановление зрительно-предметных образов. Работу, как и при сенсорной афазии, начинают не с речевых методов, а с восстановления зрительно-предметных образов с помощью рисования предметов (первый метод). Второй метод – классификация предметов сначала по зрительному образцу, а затем по слову. Следующая система методов направлена на восстановление процесса опознания и называния предметов: конструирование предметов из отдельных частей; сравнение и нахождение общего и отличного; нахождение ошибок в изображении и др. приемы.

Основной задачей восстановительного обучения на второй стадии является восстановление повторной речи. Само по себе повторение не является коммуникацией, но входит в этот процесс как один из элементов структуры понимания обращенной речи. Основной метод этой стадии – метод разбивки слов (предложений) на доступные для восприятия части. Третья стадия в качестве специальной задачи имеет восстановление понимания речи. Наиболее эффективный метод – метод реконструкции текста из разрозненных смысловых частей. На этой стадии с целью преодоления парафазий используются классификация слов по заданному признаку и постепенное обобщение слов.

В восстановительном обучении при семантической афазии Л. С. Цветкова выделила две стадии. На первой обучение начинается с узнавания нарисованных геометрических фигур путем сличения двух заданных образцов. Затем переходят к воспроизведению заданных фигур по образцу: сначала – срисовывание, затем – активное конструирование из палочек, кубиков. В дальнейшем к образцу присоединяют речевую инструкцию: «положить квадрат под треугольник, круг, направо, наверх» и т.п. в последующем отрабатывают понятия: «меньше – больше», «темнее – светлее» и т.п. Потом переходят к восстановлению осознания схемы своего тела, его положения в пространстве.

Основной задачей обучения на второй стадии является восстановление процесса понимания речи, ее логико-грамматических структур. Основное внимание уделяется восстановлению понимания предложных и флективных конструкций. Восстановление понимания предлогов начинается с восстановления анализа пространственных отношений предметов. В целом обучение идет от восстановления пространственных взаимоотношений предметов с постепенным переводом действия на речевой уровень.

Центральная задача восстановительного обучения при моторной афферентной афазии – восстановление артикуляторной деятельности, а цель – восстановление устной экспрессивной речи. Основным методом восстановления речи при этой форме афазии является метод смысло-слуховой стимуляции слова. Данный метод предусматривает произношение не звука, а целого слова. Восстановление звуко-артикуляторного анализа и кинетической основы слова проводится на основе восстановленного активного и пассивного запаса слов. Всю работу по восстановлению речи Л. С. Цветкова разделила на четыре стадии. Основной задачей первой стадии является растормаживание непроизвольно протекающих речевых процессов (счет, дни недели, пение и т.д.). Важно использовать остатки эмоциональной речи, воспроизведение имен близких, чтение стихов.

Основная задача второй стадии – восстановление произнесения слов путем перестройки нарушенной речевой функции, то есть оживление и обогащение смысловых связей. Работа начинается с попыток восстановить произнесение слова целиком, без четкой артикуляции составляющих его звуков. Основной путь – переключение внимания с артикуляторной стороны речи на общую смысловую и звуковую структуру слова. На третьей стадии решается основная задача – звуко-артикуляционный анализ составных элементов слова. Основной метод – ритмическое выделение элементов слова с помощью отстукивания его слоговой структуры с упражнениями в напевном проговаривании. На этой стадии проводят работу над письмом и чтением, так как на предыдущих этапах все внимание обращено на переключение внимания с произносительной стороны речи на смысловой уровень. Письменная же речь – форма произвольная и осознанная. Именно при письме необходим осознанный звуко-буквенный анализ.

Основной задачей четвертой стадии является перевод лица с афазией от умения вычленять звуко-буквенные элементы слова к умению их артикулировать, то есть восстановление собственно кинестетических схем артикуляции. Основной метод – имитация поз артикуляционного аппарата логопеда с контролем перед зеркалом. Следующий используемый метод – метод выделения звука из слова, имеющегося в активном словаре. Связная фразовая речь восстанавливается быстро, сразу после восстановления системы артикуляций, не требует специального обучения.

При моторной эфферентной афазии основной задачей является преодоление патологической инертности и восстановление динамической схемы произносимого слова. Цель обучения – восстановление устной речи, письма, чтения. Реализация данной цели возможна при решении следующих задач: 1) общее растормаживание речи; 2) преодоление персевераций, эхолалий; 3) восстановление общей психической и вербальной активности. Выделено две стадии обучения (Л. С. Цветкова). Задача первой стадии – восстановление способности активного выделения, сопряженно-отраженного повторения слов и произнесения слова или ряда слов из упроченных автоматизированных речевых рядов. Цель – снятие персевераций, эхолалий, растормаживание речи. Главное в том, чтобы перевести речь на произвольный уровень, то есть восстановить осознание своей речи и произвольное говорение. В последующем необходимо переключить сознание с произносительной стороны речи на ее смысловую сторону. Вторая стадия обучения имеет основную задачу – актуализация глагольных форм речи. Это необходимо и для преодоления экспрессивного аграмматизма – телеграфного стиля, и для преодоления дефекта предикативности речи. Следует отвлекать внимание лица с афазией от артикуляции и фиксировать на смысловой организации слова, ритмико-интонационной структуре.

Три наиболее важные задачи восстановительного обучения при динамической афазии определены Л. С. Цветковой: 1) способность программирования и планирования высказывания; 2) предикативность речи (восстановление актуализации глаголов); 3) активность речи (восстановление активной фразы). Вся восстановительная работа делится на пять стадий обучения. Первая стадия в качестве основной задачи имеет актуализацию глаголов с целью растормаживания произнесения стереотипных фраз.Используются невербальные, вербально-невербальные и вербальные методы. К невербальным относятся настольные игры, ходьба под музыку, пантомима, метод рисунка и др. Вербально-невербальные: оречевление жестов, мелодекламация. Вербальные: вербальные ассоциации, интонация при диалоге (вопросительная, восклицательная, повествовательная).

Основная задача второй стадии – восстановление функциональных связей слов на фразах усложненной конструкции (субъект – предикат – объект). Основной метод – метод многозначности слова, который способствует восстановлению многозначности предикативных связей слова. На третьей стадии в качестве основной решается задача – восстановление более широких связей слов путем введения их в другие смысловые значения. Основной метод – обогащение «сетки значений» слов и обогащение предметно-функциональных связей отработанных ранее слов. Задача четвертой стадии – восстановление собственной связной речи. Наиболее широко используется метод дополнения заданной фразы до целого. Вначале предлагаются фразы, не имеющие альтернатив, затем – конец которых может быть неоднозначным. Это способствует восстановлению умения активного построения фразы. На пятой стадии в качестве основной задачи выступает восстановление схемы целого рассказа. Основной метод – составление плана высказывания.

В комплексе восстановительных мероприятий при афазии большое место занимает психотерапевтическая работа.

1) сформировать адекватное отношение к дефекту, (может быть как острое переживание случившегося, так и недостаточное осознание тяжести заболевания; адекватная оценка своих возможностей);

2) создание благоприятного психологического климата (создание речевой среды, стимулирующей к общению, а, следовательно, направленность на решение социально-психологических задач реабилитации, коррекция изменений личности).

3) Преодоление элементов логофобии, неуверенности в поведении, «ухода» от речевых контактов, другие же, не избегая социального взаимодействия, просто не прикладывают достаточных усилий для реализации своих потенциальных возможностей.

Аутогенная тренировка, направлена на выработку установки преодоления «чувства болезни и безнадежности». В качестве противопоказаний выступают выраженные изменения личности: негативизм в поведении с окружающими, агрессивность, ипохондрия, психопатические черты.

Наиболее эффективным является создание закрытых групп, то есть с постоянным составом участников, так как создает облегчающий работу фон – взаимосвязь, взаимовлияние, пример, самооценка. Овладение аутогенной тренировкой основано на принципах последовательности и поэтапности. Ее курс длится приблизительно 4–6 недель, оптимальное число участников составляет 5–6 человек.

Полезным психотерапевтическим приемом является ведение дневников, в которых обучающиеся отмечают свои успехи, трудности овладения аутотренингом после каждого занятия. Разработке адекватных приемов работы помогают устные самоотчеты проходящих восстановительное обучение.

4) формировании у родственников правильной реакции на негативное отношение лица с афазией к ряду семейных проблем, связанных с изменением его статуса в семье. Например, снижение авторитета среди близких людей может привести к серьезным последствиям в виде аффективных состояний.

При афазии необходимо восстановление не только речевых, но и неречевых функций, так как страдают различные психические процессы, познавательная, эмоционально-волевая сферы. Для лиц с афазией характерны: аспонтанность, инактивность, инертность; зрительные, слуховые, тактильные агнозии, апраксии.

Аспонтанность выражается в невозможности самостоятельно включиться в какую-либо деятельность. Может проявляться в быстром выключении из выполнения задания.

Инактивность заключается в увеличении времени протекания деятельности в рамках той или иной функции.

Инертность характеризуется трудностями переключения в процессе выполнения различных операций или переключения с одного вида деятельности на другой. В тяжелых случаях полностью отсутствует возможность переключения с одного действия на другое, то есть наблюдается невозможность осуществления нормальной деятельности. Работа по устранениюэтих расстройств подразумевает использование упражнений, направленных на концентрацию внимания, его активизацию, выработку навыков самоконтроля и контроля способности к целенаправленной деятельности, расширение ее мнестических рамок.

Важной значение в восстановительном обучении при афазии имеет трудотерапия. В ее процессе используют специальные виды занятий с применением предметно-практических операций.

Эти занятия направлены на решение нескольких восстановительных задач: 1) преодоление расстройств мануального (ручного) и конструктивного праксиса;

2) овладение рядом бытовых и трудовых навыков, что возможно при определенной степени восстановления неречевых функций зрительной, пространственной, конструктивной модальностей;

3) профдиагностика и профориентация на будущее;

4) расширение рамок коммуникации с окружающими. Занятия с использованием предметно-практической деятельности включают различные виды бытовых и трудовых операций.

Длительность занятий с каждым больным различна и к значительной мере определяется индивидуальной утомляемостью больного. На начальных этапах работы занятие длится 15-20 минут, в течение которых делаются, перерывы каждые 3-4 минуты (в среднем). Длительность же самого перерыва зависит от состояния и утомляемости больного. Таким образом, больной занимается активно не более 6-9 минут. Постепенно время занятий удлиняется и доводится до часа для логопеда и 40 минут для больного (с учетом перерывов).

Первые три-четыре недели желательно проводить занятия ежедневно по 15-20 минут, далее - через день, давая на свободные от занятий дни задания как для самостоятельной работы, так и для работы с кем-либо из родственников или персонала, специально инструктируемых для каждого занятия. Заниматься с больными два раза в неделю мало. Время от времени больному нужно давать полный отдых на несколько дней.

При коррекции афазий необходимо:

1. С первого дня надо восстанавливать общение больного с помощью речи. Для этого к больному надо относиться как к говорящему человеку, т. е. с ним надо много говорить на близкие для него эмоционально значимые темы, добиваясь ответов на поставленные вопросы. Надо использовать все речевые возможности больного, растормозив для этого потенциально сохранившуюся речь путем работы шепотом, с соблюдением оптимальных, индивидуальных для каждого больного интервалов. Словарь, который осваивается больным, подбирается по эмоциональной и семантической значимости, а не по принципу «фонетической трудности».

2. Для предупреждения развития и укрепления в речи больного агграматизмов, каждое новое слово с первого же дня преподается ему в различных формах. Другими словами, весь восстанавливаемый у больного словарь сразу дается ему в различных фразеологических контекстах.

3. Занятия по восстановлению речи начинаются одновременно с началом активных упражнений лечебной физкультурой и проводятся вначале ежедневно, затем через день, с постепенным расширением круга лиц, с которыми общается больной. Такая организация логопедической работы исключает фиксацию у больного отношения к себе как к человеку, который не сможет овладеть речью.

4. Работа над восстановлением письма и чтения начинается тогда, когда речь больного достаточно восстановилась чтобы можно быть производить фонематический анализ слова. Нередко сохраняющиеся у больного обрывки глобального чтения используются в первое время лишь как психологический стимулятор в моменты, когда больной начинает сомневаться в восстановлении. При расстройствах письма и чтения, в основе которых лежат зрительно-пространственные нарушения, следует широко использовать методику конструкции и реконструкции букв из элементов.

Опухоли,

Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (нижняя часть корковых полей I, 2, 5, 7, частично 40). В её основе которой лежит нарушение кинестетической афферентации, идущей при произнесении слов.

При выраженной апраксии органов артикуляции может наблюдаться полное отсутствие спонтанной речи, больные не могут произнести даже отдельные звуки, что приводит к хаотичным движениям губ и языка, к литеральным заменам. На более позднем этапе у больных особенно отчетливо выделяется трудность не только в выборе органа артикуляции, но и места артикуляции.

При афферентной моторной афазии возникает апраксия артикуляционного аппарата или нарушение симультанного афферентного пространственно-кинестетического анализа и синтеза движений различных органов артикуляционного аппарата, нарушение дифференциации оценки выбора способов артикуляции, конструктивно-пространственного анализа артикуляционного состава или звукового комплекса.

Вторично нарушается фонематический слух, возникают трудности в распознавании на слух слов со звуками, имеющими общие признаки по месту и способу артикуляции, трудности понимания лексических средств языка, передающих различные сложные пространственные отношения

Значительные трудности в понимании вызывают глаголы с приставками (завернуть, возвращаться и др.), которые, кроме пространственного признака, отличаются и многозначностью. Особые трудности испытываются в понимании значений личных местоимений, употребляемых в косвенных падежах, что объясняется отсутствием в них предметной отнесенности, наличием различной пространственной направленности, обилием фонематических изменений (например, мне - меня - мною ).



Для устной речи этих больных характерны трудности в усвоении слоговой структуры слов (они дробят закрытый слог на два открытых, дробят стечения согласных в слоге или опускают согласный звук). При менее выраженной апраксии артикуляционного аппарата боль-ные, медленно подбирая нужные артикуляторные движения, общаются при помощи неполных высказываний, обеспечивающих им элементарный контакт с окружающими.

Для афферентной моторной афазии характерны трудности в анализе структуры сложных слогов. Больные дробят закрытый слог на два открытых, дробят стечения согласных в слоге, опускают согласные звуки. Поэтому нередко слова тут, там, вот, стол, шапка и т. д. звучат как «ту-ть», «та-мь», «во-ть», «съ-то-лъ», «ша-пъ-ка» и т. д. По мере восстановления произносительной стороны речи выявляется сохранность синтагматической стороны речевого высказывания.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (зона Брока: корковые поля 44 и 45).

Эфферентная моторная афазия связана, с одной стороны, с дезорганизацией кинетической основы двигательного акта, обеспечивающей его развертывание во времени и, с другой стороны, с дезорганизацией механизмов внутренней речи. Она сопровождается, как правило, кинетической апраксией, выражающейся в трудностях усвоения и воспроизведения двигательной программы.

Переключение с позы на позу, с артикулемы на артикулему затруднено

В основе расстройства понимания при эфферентной моторной афазии лежит инертность протекания всех видов речевой деятельности, нарушения так называемого «чувства языка» и предикативной функции внутренней речи.

Вторично нарушается слухоречевая память, на слух не различаются грамматически правильно построенные высказывания и неправильные.

Плохо понимается переносный смысл метафор, пословиц.

Больные затрудняются самостоятельно составить план своего высказывания развить его в повествовательной форме.

Состояние экспрессивной речи

При грубой эфферентной моторной афазии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь.

Полностью отсутствует функция называния, а при подсказке первого слога слова происходит либо автоматизированное его заканчивание, либо соскальзывание на другое слово, начинающееся с того же слога, Больные пропускают глаголы, с трудом употребляются предлоги, флексии существительных - выявляется так называемый аграмматизм типа «телеграфного стиля», который возникает вследствие нарушения предикативной функции внутренней речи .

В более легких случаях глаголы переносятся в конец предложения.

Речь может нарушаться лишь в звене плавной, мелодичной смены одного слога другим. Речь этих больных грамматически правильно оформлена, но из-за нарушений ритмико-мелодической стороны речи страдает выделение не только ударных слогов, но и интонационная окраска психологического предиката, т. е. того нового, о чем говорится в сообщении, на что падает логическое ударение. В отличие от афферентной моторной афазии звуковая структура слогов при эфферентной моторной афазии не упрощается, не разрушается, но теряет свою интонационную окрашенность, становится тягучей, монотонной. Литеральные парафразии не характерны для устной речи больных с эфферентной моторной афазией, но их много в письменной речи.

2. Этиопатогенез и симптоматика сенсорной акустико-гностической и акустико-мнестической афазии .

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Причинами возникновения афазии являются

Нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрагия),

Опухоли,

Инфекционные заболевания головного мозга.

Акустико-гностическая афазия возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария (поле 22 по Бродману) . Центральным механизмом, лежащим в основе этого дефекта, является нарушение акустического анализа и синтеза звуков речи .

Центральным дефектом при этой форме является нарушение фонематического слуха . При грубых расстройствах больные не могут повторить, дифференцировать даже отдельных фонем, если не опираются на их зрительно-оральный образ.

На ранних стадиях заболевания при обширных очагах поражения в височной доле наблюдается полное расстройство понимания речи. Больной воспринимает чужую речь как нечленораздельный поток.

Вторичным проявлением фонематической недостаточности является своеобразное изменение в понимании значения слова. На основе неразличения звуков возникает главная особенность восприятия речи , а именно ее непостоянство .

Больной то опознает слово, то не может его опознать. Различные слова могут звучать для него одинаково, и одно и то же слово он может воспринять по-разному, неправильно показывая предметы.

Больной с сенсорной афазией хуже улавливает на слух корневую часть слова, вследствие чего и появляется потеря словом его предметной отнесенности .

В связи со звуковой лабильностью у больных с сенсорной афазией расстраивается самоконтроль за собственной речью , в результате чего в их устной речи появляется компенсаторное многословие . При отсутствии нарушений артикуляции больной не может повторить услышанных фонем .

В речи больных проявляется замена нужного слова другим, близким по звучанию или по смыслу – вербальные парафазии .

В более легких случаях сенсорная афазия проявляется в трудностях нахождения слов и ошибках при их произнесении.

Особенно отчетливо выступает распад звуковой структуры слов при повторении и написании малознакомых и более сложных по своей фонетической структуре слов .

Нарушение анализа и синтеза слов меньше отражается на произнесении автоматизированных рядов, но оно неизбежно приводит к распаду письма .

В тяжелых случаях сенсорной афазии спонтанная речь больного превращается в «словесный салат» . Он говорит легко, обильно и быстро, но абсолютно не понятно для окружающих, так как речь больного состоит из случайного набора звуков, слогов и словосочетаний, что получило название «жаргонофазии» или «речевой окрошки» .

На позднем этапе восстановления на первый план выступает специфический для сенсорной афазии аграмматизм , проявляющийся

В отсутствии согласования между членами предложения в роде и числе,

В незаконченности высказывания,

В пропусках слов,

Заменах существительных личными местоимениями.

Менее расстроено при сенсорной афазии использование предлогов и флексий существительных.

Нарушение анализа и синтеза слов неизбежно приводит к распаду письма .

Сохраняются и все другие функции, не связанные с дефектом звукового анализа и синтеза. Опираясь на эти функции, больные могут компенсировать свой речевой дефект и реализовать адекватное поведение.

Таким образом, нарушение фонематического слуха рассматривается как первичный дефект . Этот фактор обусловливает весь комплекс связанных с ним вторичных или системных нарушений .

Акустико-мнестическая афазия развивается при поражении средних и задних отделов височной области (37 и 21 поле по Бродману) .

При акустико-мнестической афазии, в отличие от акустико-гностической формы, центральным механизмом являются – нарушение слухоречевой памяти, сужение объема акустического восприятия и нарушение зрительно-предметных образов – представлений .

Центральным дефектом является забывание названий предметов . Фонематический слух остается сохранным.

У таких больных не наблюдается грубых нарушений импрессивной речи , они не испытывают артикуляционных затруднений.

При этой форме афазии характерна диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением повторения 3-4 не связанных по смыслу слов

Нарушение объема удержания речевой информации приводят к трудностям понимания длинных высказываний из 5-7 слов.

Экспрессивная речь больных с акустико-мнестической афазией свободна, сохраняется интонационно-мелодическое ее оформление. Однако она изобилует вербальными парафазиями, по смысловому сходству отражающими неудачную попытку подыскивания нужных слов.

Аграмматизм при акустико-мнестической афазии характеризуется смешением флексий глаголов и существительных в роде и числе.

В отличие от акустико-гностической афазии при акустико-мнестической форме высказывания отличаются большей законченностью, в речи нет "речевой окрошки".

В письменной речи при акустико-мнестической афазии больше, чем в устной, проявляется экспрессивный аграмматизм, т.е.

Смешение предлогов,

Флексий,

Глаголов, существительных и местоимений в роде и числе.

Также при акустико-мнестической афазии наблюдаются зрительные агнозии , т.е. обеднения зрительных представлений о предмете, трудности сличения на слух воспринятого слова с его зрительным представлением.

Афазия — это нарушение разговорных навыков в уже сформированной речи. Расстройство речи возникает, несмотря на то, что артикуляция и слух сохранены, больной способен воспринимать обращенные к нему слова.
Во время неврологического исследования речевых функций выделено несколько вариантов афазий, имеющих некоторые различия между собой в зависимости от того, какие участки и мозга преимущественно повреждены.

Моторная афазия или как еще ее называют афазия Брока — нарушение речи

Второе название данного вида речевого нарушения звучит как афазия Брока. Чем она характеризуется:

  • полным нарушением экспрессивности речи
  • невозможностью говорить спонтанно
  • повторением только отдельных слов, которые запомнились (речевой эмбол)
  • пониманием написанных на бумаге единичных слов или коротеньких фраз

При моторной афазии человек сохраняет способность замечать ошибки в построении предложений, пытаясь произнести слово – эмбол больной применяет верную интонацию и мелодию, вполне адекватную тому, что он желает передать. Такая речь при афазии Брока сопровождается выразительными жестами и мимикой.

Моторная афазия развивается вследствиепоражения нижней лобной извилины (ее задних отделов) в левом полушарии мозга. Если данная зона разрушена частично, речь при афазии Брока возможна, но разобрать что говорит больной сложно, речь невыразительная, медленная, искаженная, с поиском нужных слов. При афазии Брока больной переставляет слоги в словах (литеральная парафазия) и может заменять или переставлять сами слова (вербальная парафазия). Моторная афазия выражается в отсутствии в речи склонений и спряжений, фразы выстраиваются грамматически неправильно.

Данная форма заболевания проявляется в том, что человек полностью перестает понимать и воспринимать речь

При данном виде речевого расстройства человек перестает понимать речь, и свою и окружающих, то есть наблюдается нарушение слухового гнозиса. Человек слышит речь, но отсутствует ее фонематическое понимание. При сенсорной афазии речь воспринимается как «тарабарщина» или просто шум. Поскольку речевой контроль пропадает, то речь экспрессивная расстраивается вторично.

Больной «тараторит», не в силах остановиться (логорея), понять его невозможно, речь изобилует вербальными и литеральными парафазиями. Наблюдается персеверация — постоянное повторение одних и тех же звуков, слов или слогов.

Обычно у больных нет осознания своего дефекта. Писать и читать они тоже толком не могут, не различают буквы, где «с» где «з», не понимают различия в написании слов «сок», «бок».

Сенсомоторная афазия

Чаще всего такое расстройство речи встречается после инсульта. Из названия понятно, что в данном случае наблюдается совмещение признаков моторного расстройства и сенсорного – человек не распознает обращенную к нему речь и не инициирует собственную.

Тотальная афазия

Тотальная афазия встречается у людей перенесших инфаркт и проявляется в утрате разговорных навыков

Такое расстройство также встречается после инсульта, когда наблюдается обширное поражение левого полушария мозга и абсолютная утрата рецептивных, импрессивных и экспрессивных разговорных навыков. Больной не способен намеренно продуцировать звуки и любой контакт с ним, жестами или речью, становится невозможен. Указанные признаки в период резидуальной фазы инсульта сохраняются, в развитии речи динамики не наблюдается.

Пациент может воспроизводить нечленораздельные звуки, либо повторять одно и то же слово, оставшееся в памяти. Афазия после инсульта характеризуется утратой автоматизированной, номинативной и отраженной речи. Хотя такие пациенты совершенно не воспринимают произнесенные другими людьми слова, иногда они могут осознать смысл значимых, лично для них, вопросов, и даже выполнить пару простых просьб.

Тотальная афазия сочетает в себе сразу несколько видов речевых дефектов.

Амнестическая фазия

Вышеуказанная форма речевого изъяна бывает при поражении нижних и задних частей мозга, расположенных в области висков и темени. При афазии амнестической больныесталкиваются с тем, что не помнят названий предметов и имен. Несмотря на то, что назвать предмет пациент затрудняется, он хорошо понимает, для каких целей предмет предназначается. Если показать человеку с данной формой заболевания ложку, то он ответит – «это то, чем едят». Речь для такого больного понятна, возможно чтение вслух. Спонтанное написание для пациента недоступно, но под диктовку он с задачей справится. При амнестической афазии человек употребляет множество глаголов, и почти никогда – имена существительные.

Семантическая афазия

Что происходит при семантической афазии: человек теряет способность понимать смысл сложных логико-грамматических предложений с предлогами. Например, ему непонятные такие выражения, как «стул под столом», «квадрат над кругом». Сравнительные и возвратные словесные конструкции ему также непонятны (Саша выше Коли, но ниже Пети. Кто из них самый высокий?). Затруднительны к осознанию атрибутивные конструкции («мать сестры», «сестра матери»). Семантическая афазия протекает без нарушения письма и чтения.

Динамическая афазия фото

Развивается при нарушениях в левом полушарии мозга (задней лобной его части). Именно в этом отделе происходит планирование, активация и регуляция всех речевых навыков. Основные речевые недостатки при динамической афазии:

  • недоступность для человека развернутых активных высказываний (внутренняя речь нарушена)
  • применение примитивных синтаксических конструкций
  • речь пациента состоит в основном из шаблонов и клише
  • пересказывая текст, больной его «рвет на кусочки», то есть пересказывает не связанные между собой отдельные фрагменты
  • больной не может уловить суть сказанного или прочитанного, однако при легкой форме данного расстройства ситуативная элементарная речь ему вполне понятна

Чтение и написание текстов пациенту остаются доступны, сохранность этих навыков используется во время проведения речевой реабилитации.

Афферентная моторная форма — неспособность человека артикулировать звуки

Эта форма заболевания является еще одним вариантом (второй тип) моторого речевого расстройства. При афферентной моторной афазии отмечается неспособность человека артикулировать звуки. Как результат – отсутствие речи, либо ограничение ее объема. Звуки больной воспроизводит очень неточно, особенно если образовываются они одинаково.

Наиболее явным симптомом моторного расстройства второго типа является хаотичное движение губ и языка пред произнесением звука. Чаще всего нужная артикуляция так и не находится, звук произносится неверно. При грубом моторном расстройстве второго типа фазовая речь полностью отсутствует.

Артикуляционная несостоятельность больных при легких моторных нарушениях речи выражена не сильно, они могут говорить достаточно развернуто, их словарный запас не органичен. Легкое моторное нарушение не мешает речевому общению больного, наоборот, у людей с моторными расстройствами речи второго типа наблюдается высокая «словоохотливость».

Причиной эфферентно моторной формы является инсульт и поражение коры мозга

Эфферентное речевое расстройство чаще всего появляется вследствие нарушенного кровообращения после инсульта, из-за травм и опухолей головы. При эфферентном развитии афазии страдает вся речевая система, но более всего нарушается экспрессивная речь, возникает инертность стереотипов речи паталогического характера, которая приводит к слоговым, звуковым «путаницам» и лексическим грубейшим ошибкам в речи.

Если кровообращение было нарушено резко, особенно после инсульта, эфферентное расстройство проявится полной утратой навыков речи. Для больного главная трудность состоит не в сложности повторения каждого звука отдельно, а в невозможности сложить звуки в слоги, слоги в слова. У пациента возникает аграфия: он может написать одно –два слова, но только проговаривая их по слогам.

Восстановление речи

Лечением афазий занимаются врачи – логопеды. Это очень длительное мероприятие, требующее терпения и времени. В отдельных случаях есть надежда на спонтанное восстановление речевых навыков.

В первую очередь требуется лечение основного заболевания, ставшего причиной утраты речи. Кроме занятий с логопедом, больному прописывают медицинские препараты, улучшающие мозговой кровоток. Близкие пациента тоже могут принять участие в процессе восстановления, следуя следующим правилам при общении с ним:

  1. Упрощать и сокращать предложения;
  2. Сохранять стиль общения как со здоровым человеком;
  3. Не поправлять речь больного;
  4. Дать время больному на формулирование предложения;
  5. Применять в общении все виды коммуникации (речь, жесты);
  6. Вовлекать больного в беседу.

Видео