Профессиональные психические деформации. Понятие профессиональной деформации личности

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.

Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

Наряду с влиянием длительного осуществления особой профессиональной деятельности на своеобразие развития личности субъекта труда, которое проявляется у большинства вовлеченных в профессию людей (вариант общепрофессиональной деформации личности, психических функций), важную роль могут играть также и индивидуально-личностные особенности субъекта труда. Особое значение придается таким качествам индивидуальности, как: ригидность нервных процессов, склонность к формированию жестких стереотипов поведения, узость и сверхценность профессиональной мотивации, дефекты нравственного воспитания, относительно низкие интеллект, самокритичность, рефлексия.

У людей, склонных к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным, человек оказывается все более закрытым для нового знания. Мировоззрение такого человека ограничивается установками, ценностями и стереотипами круга профессии, становится также узко профессионально ориентированным.

Е. И. Рогов считает, что профессиональные деформации могут быть вызваны особенностями мотивационной сферы субъекта труда, состоящими в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности при его низких функционально-энергетических возможностях, а также при относительно низком интеллекте.

Виды профессиональных деформаций

Существует несколько классификаций видов профессиональной деформации личности. Е.И. Рогов выделяет следующие деформации. 1.Общепрофессиональные деформации, которые типичны для большинства людей, занятых данной профессией. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых средств труда, предмета труда, профессиональных задач, установок, привычек, форм общения. Чем в большей степени специализированы предмет и средства труда, тем в большей мере проявляются дилетантизм новичка и профессиональная ограниченность погруженного только в профессию работника. Представители социономического типа профессий в гораздо большей степени воспринимают, различают и адекватно понимают особенности поведения отдельных людей по сравнению с профессионалами технономического типа. И даже в рамках одной профессии, например педагога, можно выделить типичных «руссистов», «физкультурников», «математиков»;

2. Типологические деформации, образованные слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности (так в среде педагогов выделяются педагоги-организаторы и педагоги-предметники, в зависимости от степени выраженности у них организаторских способностей, лидерских качеств, экстравертности);

3. Индивидуальные деформации, обусловленные в первую очередь личностной направленностью, а не выполняемой трудовой деятельностью человека. Профессия, вероятно, может создавать благоприятные условия для развития тех качеств личности, предпосылки которых имели место еще до начала профессионализации. Например, педагоги начальной школы в своей деятельности выступают в роли организатора, руководителя, наделенного властными полномочиями по отношению к маленьким детям, часто не способным защитить себя от несправедливого обвинения, агрессии. Среди педагогов начальной школы нередко встречаются люди, оставшиеся в этой профессии потому, что у них сильно выражена потребность власти, подавления, управления активностью других людей. Если эта потребность не уравновешивается гуманизмом, высоким уровнем культуры, самокритичностью и самоконтролем, такие педагоги оказываются яркими представителями профессиональной деформации личности.

Зеер Э.Ф. выделяет следующую классификацию уровней профессиональных деформации:

1. Общепрофессиональные деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).

2. Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность.

3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

а) деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);

б) деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм).

в) деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, "должностная интервенция", доминантность, индифферентность).

4. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Например: сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, и др. .

4. Проявления и последствия профессиональных деформаций

Проявления профессиональной деформации имеют место во внешней среде профессиональной деятельности, взаимодействии с объектом деятельности, во внутрисистемном общении, совместном выполнении служебных задач с другими работниками, контактах с руководителем, а так же и в среде непрофессиональной деятельности, даже может проявиться в физическом облике.

Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб.

Согласно выводам психологов, у менеджеров профессиональная деформация заключается в психологической дезориентации из-за постоянного давления на них как внешних, так и внутренних факторов. Она выражается в высоком уровне агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Все это порождает еще одну общую для многих управленцев проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и развитию.

Профессия бухгалтера стала синонимом дотошности и занудства. Профессиональная деформация бухгалтеров проявляется в постоянном стремлении к порядку, четком планировании всего и вся, педантизме, нелюбви к переменам. В семейной жизни это выражается в тяге к поддержанию чистоты и порядка. Такая дотошность может иногда раздражать, зато семейный бюджет всегда будет в полном порядке.

Журналисты часто излишне любопытны. Также эта профессия подразумевает работу с огромным количеством информации, поэтому профессиональная деформация журналистов иногда выражается в поверхностности - они просто не привыкли "копать глубоко". Некоторые журналисты со стажем любят привлекать к себе внимание, много и долго рассказывать, а при общении "перетягивают одеяло на себя", не давая собеседнику и двух слов вставить.

Психолог - это своего рода "сапожник без сапог": он помогает другим, но часто не в силах помочь самому себе. Профессиональная деформация психологов может выражаться в стремлении копаться в чужих проблемах (чаще надуманных) и заваливать человека советами, или же в стремлении манипулировать другими людьми, ведь психолог лучше других знаком с механизмами манипуляции и часто пытается подтвердить теорию на практике.

Стоит отметить еще раз, что профессиональная деформация - это не всегда плохо. Многие полезные профессиональные качества можно и нужно использовать в повседневной жизни. Но с негативными проявлениями профессиональной деформации следует бороться.

А.К. Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности, выделила следующие последствия профессиональных деформаций: отставание в профессиональном развитии по сравнению с возрастными социальными нормами (запоздалое профессиональное самоопределение, несоответствующий выбор профессии); несформированность профессиональной деятельности, необходимых нравственных представлений, недостаточный профессионализм и квалификация и др.; упрощенность профессиональной деятельности, мотивационная недостаточность, слабая удовлетворенность трудом; ценностная дезориентация и потеря нравственных ориентиров в труде; рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития; ослабление профессиональных данных (уменьшение профессиональных способностей, снижение работоспособности и т. д.); утрата трудовых и профессиональных умений и навыков, профессионализма и квалификации, временная потеря трудоспособности, резкое снижение эффективности труда и удовлетворенности трудом; отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, проявления деформации личности (эмоциональное истощение, стремление манипулировать людьми, деформация профессионального сознания и др.); прекращение профессионального развития из-за профессионального заболевания, длительной или постоянной нетрудоспособности. Эти и другие отклонения в профессиональном развитии приводят к депрофессионализации.

Замечали ли вы, что некоторые профессии видны невооруженным глазом? Стоит посмотреть на человека с выраженным цинизмом и сарказмом и можно предположить, что перед нами врач. Юрист всегда найдет, что сказать из опыта или припомнит какую-нибудь статью. Учитель старается все как можно подробнее объяснить, научить. Диктор обладает хорошо поставленной, быстрой и четкой речью. Психологи задают много вопросов и хотят как можно глубже вас «копнуть».

Продолжать можно долго, но в каждом случае речь идет об одном и том же – профессиональных деформациях личности. Проще говоря, о переносе профессиональных качеств, навыков и привычек в жизнь.

К сожалению, часто можно услышать чью-то историю болезни, начинающуюся со слов «Мой отец был военным, потому дома царила жесткая дисциплина…». Но так не должно быть, это и есть пример профессиональной деформации.

Впервые феномен профессиональных деформаций был описан в 60-х годах XX века. Начиналось все с изучения профессии учителя. На сегодняшний день известно, что чаще профессиональные деформации возникают в профессиях типа «человек-человек» (социономических профессиях). Это обусловлено тесным взаимодействием, обоюдным влиянием специалиста и клиентов на друг друга.

В таких профессиях отношение специалиста к клиенту должно быть:

  • как к равному участнику взаимодействия;
  • нравственное;
  • уважительное и гуманное;
  • но без лишней жалости и нервозности, чтобы сохранить собственное психическое здоровье.

Профессиональные деформации вытекают из профессиональной адаптации. Так, например, врачу необходимо научиться некой эмоциональной холодности в отношении людей. Но иногда эта холодность поглощает человека, тогда он становится подобием машины (робота) везде, в любых сферах жизни, а не только в профессиональной. Ну, а к пациенту в итоге врач обращается как к объекту, а не субъекту.

Рассмотрим особенности деформаций на примере профессии психолога:

  • отождествление пациентов с их диагнозами и разговоры только в этом контексте («самая странная социофобия на моей практике»), употребление жаргонных слов;
  • общение с клиентами и их родственниками с нескрываемым раздражением, демонстрацией занятости и важности;
  • оскорбления клиентов по их диагнозам, синдромам и симптома («этот психопат»).

Очевидно, что это негативные деформации, не имеющие ничего общего ни с этическим профессиональным кодексом, ни с элементарными нормами общечеловеческой морали.

Можно ли заметить профессиональные деформации? Да, если человек осознает переживания и не заглушает их. Ощущается это как рассогласованность в и во взаимоотношениях с людьми. Если человек говорит от своего лица («Я устал за сегодня»), а не обвиняя других («Меня достали и утомили эти клиенты»), переживает и рефлексирует по этому поводу, то есть шанс выявить деформации и избавиться от них.

Профессиональные деформации не возникают за короткий промежуток времени, на это уходят годы. В результате профессиональной деятельности меняется:

  • активность специалиста;
  • уровень энергетических запасов;
  • активность психомоторных реакций;
  • структура отношений с окружающими людьми;
  • позиция относительно профессиональных вопросов.

Кроме того, меняется устойчивость психики и организма в отношении внешних раздражителей. Отмечается угасание или ослабление позитивных психических свойств. В совокупности это опасно и профессиональными деформациями личности.

Профессиональные деформации встречаются у всех людей, но не всегда они характеризуются как проблемные и требующие корректировки. Важен уровень выраженности деформаций и их влияние на жизнедеятельность человека как личности, гражданина и члена семьи.

Модель деформаций, или факторы, вызывающие их

На возникновение профессиональных деформаций оказывают влияние как внешние факторы, так и внутренние. К внешним относится все то, что регламентирует профессиональную деятельность:

  • нахождение в какой-либо структуре, иерархии;
  • выполнение обязанностей, социального заказа;
  • инструкции, учебники, методички.

Если специалист принимает инструкции как единственную истину, то тем самым принуждает себя к деформациям и формальному (функциональному) отношению к другим людям (клиентам). При таком дифференцированном отношении к человеку (только в рамках диагностик, методик, классификаций) специалист, естественно, изменяет свое сознание.

В итоге если специалистом руководит только «как надо», «что должно быть», «я лучше знаю», «так должно быть», то сознание его становится неподвижным и стереотипным. Не секрет, что теория всегда очень отличается от практики. И если специалист применяет что-то, не анализируя реальные условия жизни конкретного человека, а слепо следуя учебникам, то тут недалеко не только до профессиональных деформаций личности, но и до непрофессионализма.

Кроме этого, влияют и индивидуально-личностные особенности человека. Вероятность возникновения профессиональных деформаций выше у людей:

  • с неподвижными нервными процессами;
  • узостью профессии и ее культивированием;
  • склонностью к формированию жестких стереотипов поведения;
  • рефлексией;
  • чрезмерной самокритичностью;
  • нравственными пробелами воспитания.

Чем больше человек подвержен созданию и следованию стереотипам, тем сложнее ему усваивать что-то новое, мыслить иначе, видеть проблемы и решать их. Все мировоззрение в итоге вертится только вокруг профессии. Нет других интересов или хобби, а если и есть, то ходит он туда с коллегами и говорит о работе.

Очень часто профессиональным деформациям предшествуют , которые человек вынужден включать, чтобы сохранить свое «Я». К наиболее популярным механизмам относится:

  • отрицание,
  • вытеснение,
  • проекция,
  • рационализация,
  • идентификация,
  • отчуждение.

Чем выше эмоциональное напряжение на работе, тем больше вероятность развития деформаций. Эмоциональная обстановка в свою очередь очень часто угнетается по мере роста стажа труда.

Деформации могут быть следствием эмоционального выгорания. Это неустойчивое психическое состояние, возникающее на фоне повышенной эмоциональности на работе и сопровождающееся раздражением, тревожностью, перевозбуждением и нервными срывами. Как следствие – усталость от работы, неудовлетворенность, потеря перспектив роста, профессиональные деструкции (деформации) личности.

Виды деформаций

Принято выделять 3 типа деформаций:

  1. Общепрофессиональные деформации. Возникают под продолжительным влиянием условий труда и особенностей самой деятельности.
  2. Типологические деформации. Возникают в результате взаимного влияния особенностей личности и трудовой деятельности, узкой направленности профессии.
  3. Индивидуальные деформации. Возникают на основе индивидуально-личностных особенностей, интересов, потребностей, способностей, мотивов.

Кроме того, все деформации делятся на деструктивные и конструктивные. Например, усвоение пунктуальности и исполнительности во всем – полезная деформация, но ее переход в педантизм, требовательность (самотребовательность) и раздражение от нерасторопности других – деструктивные деформации.

Существует и еще одна популярная классификация (Э. Ф. Зеер):

  1. Общепрофессиональные деформации. Типичные для какой-либо профессии деформации. Например, подозрительность охранников.
  2. Специальные профессиональные деформации. Изменения в рамках узкой специализации, например, обвинительность прокурора, изворотливость адвоката.
  3. Профессионально-типологические деформации. Комплекс особенностей профессии и личности. В рамках этого можно выделить три группы деформаций: профессиональной направленности (изменение мировоззрения, ценностей, мотивов), способностей (постепенно развиваются синдромы типа превосходства или нарциссизма), черт характера (усиление каких-либо черт, например, властолюбие).
  4. Индивидуальные деформации. Подразумевают развитие под влиянием особенностей профессии сверхкачеств или акцентуаций характера (трудоголизм, сверхобязательность).

Что интересно: деформации могут отражаться не только на личности, но и на человеке как индивиде. Например, спортсмены отличаются физической развитой формой, а военные – идеальной осанкой. Но это скорее положительные деформации. Среди отрицательных можно отметить психосоматические заболевания.

На практике разграничить сферу работы (одних норм) и жизни (других норм) практически невозможно. Потому люди тяжелых профессий (полицейские, сотрудники специальных служб и МВД, палачи, психиатры и психологи) нередко сами оказываются в плену психических расстройств, заболеваний, угнетающих состояний и даже подвержены суициду.

Конечно, нельзя нарушать из-за общих принципов трудовые инструкции, как и регулярно подавлять усвоенные личностью общественные нормы. Потому можно заключить, что неправильно выбранная профессия – предвестник деформаций.

Профилактика деформаций

Таким образом, профессиональные деформации – это изменения в познавательных процессах личности и дезорганизация ее психологии. В контексте проблемы деформаций обычно говорят о деструктивных изменениях, снижающих работоспособность человека, понижающих продуктивность, вызывающих развитие негативных личностных черт и признаков в поведении. В широком смысле профессиональная деформация – след (положительный или отрицательный), который оставляет человеку профессия.

Признаки профессиональных деформаций:

  • возведение своей профессии в абсолют (единственная достойная форма активности);
  • ригидность в поведении (невозможность менять поведение вне работы);
  • следование определенным поведенческим стереотипам и профессиональным ролям;
  • снижение работоспособности, ухудшение производительности;
  • усталость;
  • утрата знаний, навыков и способов выполнения работы (обеднение репертуара).

При ухудшении трудовой деятельности обязательно происходит и замедление , так как она развивается только в условиях активности и какой-либо , для взрослого человека – трудовой.

Особую роль в проявлении и профилактике деформаций играет . Важно иметь развитую систему морально-нравственных качеств и норм. Их носитель – человек и продукты культуры. Но именно нравственные нормы, к которым человек обращается в сложных ситуациях выбора или ситуациях, которые не прописывает частный профессиональный кодекс, оказывают регулирующее влияние на деятельность.

Очевидно, что развивать нравственные качества (долг, ответственность, честность) можно только самостоятельно, читая книги, просматривая фильмы, занимаясь социальной деятельностью. То есть нужно формировать в себе моральную воспитанность.

Риск развития деформаций возрастает, если ценности (моральные убеждения и требования) человека как личности и как субъекта профессии, то есть общественная мораль и профессиональная, расходятся. Если такие ситуации возникают часто, а человек отдает предпочтение нормам профессии, то личностные деформации не заставят себя ждать. Ярким примером такого противоречия может быть противостояние общественного убеждения «не убей» и исполнители смертных приговоров, либо случая эвтаназии в медицине или ситуации выбора, кого спасать, если есть шанс спасти лишь одного человека.

Если подобный выбор изначально делается легко, то человеку не стоит бояться деформаций, ведь нормы профессии уже соответствуют его личностному самосознанию. Если же выбор непросто делать ни в первый год работы, ни через 5 лет, то возрастает стрессовое влияние профессии. В таком случае стоит обучиться техникам саморегуляции или сменить сферу деятельности.

Интересно с точки зрения профилактики деформаций и расстройств выглядит практика в Греции, которую используют в отношении осуществляющих смертный приговор людей. Там узаконен расстрел как форма смертельного приговора. Так вот, исполняют его несколько человек, а патроны им выдают наполовину боевые, а наполовину холостые. Таким образом, ни у одного исполнителя нет четкого ощущения себя как палача.

Однако практически для любой профессии важно умение переключаться с одной роли на другую, разграничивать семью и работу. Для этого нужно:

  • вырабатывать гибкость ;
  • развивать артистичные умения;
  • учиться менять восприятие людей.

В противном случае и дома, и на работе возникают , разногласия, а сам человек страдает от деформаций.

Процесс, при котором меняются личные качества человека, называется профессиональная деформация. У людей с этим расстройством работа является приоритетной и занимает все время. Но она не приносит удовольствия, а только угнетает и раздражает. Постепенно формируется профессиональный тип личности.

Причины

Профессиональная деформация личности – процесс, при котором рабочие привычки человека переносятся в личную жизнь. Появляется формальное, функциональное отношение ко всем людям (даже близким). Все разговоры с таким человеком в итоге сводятся к обсуждению его работы.

Профессиональной деформации чаще подвержены те, чья трудовая деятельность связана с работой с людьми. Это врачи, психологи, руководители компаний, менеджеры, учителя, чиновники.

Основные причины такого поведения перечислены ниже.

  1. Отсутствие интереса к работе. Обычно это касается людей, которые остаются из-за высокой зарплаты. Других мотивов у них нет. В большинстве случаев это студенты, которые работают во время учебы официантами, бариста, продавцами, промоутерами.
  2. Профессиональная усталость. Это результат длительного нахождения на работе, которая требует высокой самоотдачи.
  3. Перегруз рабочими обязанностями. Есть должности, которые подразумевают исполнение большого количества различной работы. Худший вариант – когда она четко не ограничена, и человека заставляют делать то, что не входит в его должностные обязанности.
  4. Высокий уровень нервозности. Возникает у руководителей, администраторов, топ-менеджеров, которые несут ответственность за работу подчиненных. Постоянно находятся в стрессовой ситуации, им сложно оставаться спокойными.
  5. Монотонность. Однотипная работа, которая годами не меняется, часто угнетает человека. Он никак не развивается, иногда даже деградирует.
  6. Нехватка возможностей для самореализации. Некоторые люди выбирают работу по одному фактору – высокая оплата труда. Но проходит время, появляется потребность в самореализации, а удовлетворить ее не выходит. Иногда помехой становится строгий начальник, который не поддерживает инициативных людей и их творческие идеи. Он ориентируется только на собственные решения, а мнение подчиненных не принимает во внимание.
  7. Неблагоприятная обстановка в коллективе. Коллеги постоянно ссорятся, неспособны найти оптимальное решение проблемы. Возможны проявления зависти, насмешек, упреков и издевательств.
  8. Строгое начальство. Есть руководители, для которых человеческий фактор является второстепенным. У такого начальника невозможно отпроситься раньше с работы, получить отсрочку или отпуск. Из-за постоянного давления с его стороны работнику очень тяжело получать от работы удовольствие. Часто приходится действовать против своих интересов, желаний.
  9. Завышенная самооценка. Не имея хорошего опыта, человек все равно считает себя лучше других. Постоянно требует поднять уровень зарплаты, предоставить только лучшие заказы. Но реальность, противоположная воображаемому, негативно отражается на его психике. Обычно такого человека ожидает полное разочарование, появляется навязчивое нежелание работать в дальнейшем.
  10. Возрастные изменения. У человека меняются потребности, повышаются требования к достойным условиям работы. То, что приносило удовольствие в начале карьеры, вовсе перестает интересовать. Хочется карьерного роста, перспективности, финансовой независимости.
  11. Непонимание целей работы. Человек много и усердно трудится. Изначально сама трудовая деятельность может интересовать его больше, чем оплата труда, поэтому он работает на идею. Но позже цели человека меняются или пропадает интерес к работе, и он уже не понимает, зачем трудиться, что полезного это даст ему в будущем.
  12. Утаивание начальством целей компании. Оно дает лишь указания подчиненным. Это неправильный подход, т. к. работники должны знать, ради какого результата они работают, какое влияние их труд окажет на достижение поставленных задач.

Признаки

Основное проявление профессиональной деформации – постоянная усталость. Человек практически не высыпается из-за нарушений сна. Его психика в плохом состоянии, развиваются разного рода расстройства. Из-за этого человек подвержен депрессии, фобиям.

Прочие признаки профессиональной деформации.

  1. Манера общения и поведения. Профессиональная деформация подразумевают смену обоих факторов. Вместо веселого и жизнерадостного человека в контакт вступает постоянно недовольный, сердитый и грустный. Такой личности очень сложно разделять личную жизнь и работу, т. к. трудовая деятельность занимает все свободное время работника.
  2. Отсутствие хобби. В этом проявляются признаки трудоголизма. Разговоры связаны только с работой, т. к. все свободное время посвящено ей.
  3. Снижение продуктивности. Обычно результативность ухудшается в 2-3 раза. Человек перестает работать на прежнем уровне, обязанности может выполнять некачественно.

Его все чаще посещают мысли о том, что эта работа не для него, и ее пора сменить. Это может быть связано с высокой квалификацией, но низкой оплатой труда. Работник понимает, что заслуживает большего, но начальство его стараний не видит, мотивация пропадает.

Виды

Профессиональные деформации личности проявляются по-разному. Выделяют 4 типа поведения при развитии этого расстройства.

  1. Общепрофессиональное изменение. Связано с особенностями работы. Даже в свое свободное время человек проявляет профессиональные навыки. Милиционер в каждом прохожем видит потенциального преступника, врач при рукопожатии думает не о собеседнике, а оценивает его пульс, степень потливости, наличие легкой дрожи и т. д. Работник не может отключиться от выполнения рабочих обязанностей. Этот процесс является неконтролируемым.
  2. Профессионально-типологическая дезориентация. Ситуация, при которой профессиональные навыки применяются в повседневной жизни. Руководитель легко справляется с управлением большим коллективом или группой людей. Врач может оказать первую медицинскую помощь. Учитель поучает даже тогда, когда это неуместно.
  3. Специальная дисфункция. Это профессиональная деформация, которая обычно возникает у людей, чья трудовая деятельность является интеллектуальной и требует гибкости ума. Это бухгалтеры, которые умеют грамотно оформлять финансовые махинации, юристы, которые знают, как удовлетворить пожелания клиента, обойдя закон.
  4. Индивидуальная деформация. Развивается под влиянием рабочих особенностей. Это может быть чувство ответственности у врачей, переживания у воспитателей. У некоторых личностей это проявляется как сверхфанатизм в работе. У других из-за плохих условий складывается неверное мнение о коллективе.

Последствия

Главное последствие – формирование психических расстройств. В большинстве случаев профессиональная деформация переходит в иную форму – синдром эмоционального выгорания. Человек уже не видит смысла в жизни. Постоянно опаздывает со сдачей работы, из-за чего она копится. Качество исполнения падает.

Работник постоянно пытается улучшить положение, уделяя работе еще больше внимания, чтобы завершить все дела в срок. Но получает обратный эффект. Он практически не спит. Из-за этого он становится раздраженным, агрессивным и злым. Положительных эмоций не испытывает. Во всем видит только негатив.

Если СЭВ игнорировать, то он может перерасти в желание покончить жизнь самоубийством. Больной считает это единственным выходом из сложившейся ситуации.

Другие негативные последствия.

  1. Управленческая эрозия. Это ситуация, когда управляющий не справляется со своими обязанностями. Причины могут быть разными, но эффект один. Его продуктивность падает, управление становится неэффективным. Это негативно влияет на качество и скорость работы подчиненных, что дополнительно угнетает руководителя. В результате из доброго и спокойного начальника он превращается в настоящего тирана.
  2. Снижение адаптивности личности. Человек перестает искать в своей работе что-то новое. Его не интересуют актуальные тенденции, инновации. Он отказывается от прохождения курсов повышения квалификации и других способов пополнения знаний в своей специализации. Это сопровождается полным разочарованием в работе.
  3. Чувство административного восторга. Оно связано с завышенной самооценкой человека. Даже если повышение было незначительным или работник получил некоторые бонусы за отличную работу, он сделает из этого целое событие. Это негативно отразится на отношениях с коллегами, т. к. такой работник начнет на всех смотреть свысока. Будет считать себя лучшим, о чем не забудет лишний раз сказать остальным.

Профессиональная деформация также имеет позитивные последствия. Это происходит в том случае, когда профессиональные навыки помогают, но не вредят, человеку в обычной жизни. Управителю легко организовать семейный праздник, кондитеру – испечь вкусное угощение на вечеринку. Музыканты помогут развлечь гостей или стать душой компании в путешествии. Психолог умеет не только помогать своим клиентам, но и активно занимается своей жизнью, саморазвитием.

Профилактика

На ранних этапах развития профессиональной дезориентации человек в силах самостоятельно себе помочь. Не нужно зацикливаться на стереотипах и стандартах. Из-за этого человек часто ограничивает себя в действиях, пытаясь соответствовать общепринятому шаблону поведения. С этого начинает развиваться закомплексованность.

Другие профилактические мероприятия.

  1. Поиск нового опыта. Подразумевает получение новых знаний. Для этого рекомендуется посещать тренинги, связанные не только с повышением квалификации, но и помогающие в личностном росте.
  2. Отдых. Работать без перерывов и выходных нельзя, особенно трудоголикам. Нужно уметь отвлекаться и находить радость в любом другом занятии.
  3. Спорт. Отличный способ отвлечься, в особенности тем, чья деятельность связана с интеллектуальным трудом. Спорт помогает разгрузиться и отдохнуть. Можно попробовать себя не только в силовых или кардиотренировках, но и в йоге, медитации. Это также поможет найти гармонию с собой.
  4. Правильная организация времени. Навыки тайм-менеджмента нужны не только руководителям, но и любому сотруднику. Они необходимы для правильного планирования рабочего дня. Управление своим временем поможет распределить силы на работу, семью и отдых.
  5. Выход из зоны комфорта. Если этого не делать, то любая работа станет рутинной и скучной. Нужно уметь себя преодолевать и бороться со страхами. И тогда деградации личности не будет.
  6. Общение с новыми людьми. Желательно, чтобы это были позитивные, активные и креативные личности. Они будут вдохновлять на усердную работу. Подскажут, как получить от трудовой деятельности удовольствие. Смотивируют на улучшение финансового положения.
  7. Участие в нестандартных проектах. В особенности касается представителей творческих профессий. Принятие оригинальных, нестандартных решений поможет всегда держать в тонусе свое креативное мышление. Чем сложнее проект, тем лучше. В результате удачной реализации творческого продукта работник испытает массу положительных эмоций.
  8. Отказ от накопления негатива. Если общение с коллегами вызывает отрицательные эмоции, его лучше свести к минимуму. В случае появления агрессии и раздражения после разговора с начальником, нужно научиться себя контролировать. Но если многие аспекты работы не удовлетворяют, то лучшим решением будет увольнение. Держать в себе негатив не нужно. Необходимо хотя бы иногда обсуждать проблемы с родными. Можно также поработать с психологом. Но игнорировать эту проблему не стоит, т. к. может начаться процесс разрушения личности.

Тем, у кого завышена самооценка, нужно научиться самокритике. Критиковать себя за каждое движение не нужно, но реально оценивать свои возможности необходимо. Иначе это сделает кто-то другой.

Коррекция

Профессиональная деформация личности – явление довольно устойчивое. Обычно несет негативный характер. Человек длительный период расстроен, угнетен, не может нормально работать. Если это заметить на начальном этапе, то можно попытаться избавиться от навязчивого состояния самостоятельно. Но если болезнь в своем развитии достигла предела, то лучше обратиться за помощью к специалисту – психотерапевту.

Самыми эффективными в психологии являются 2 способа лечения – групповая и когнитивно-поведенческая терапии. Часто их назначают комплексно.

Когнитивно-поведенческая терапия подразумевает смену модели поведения и мышления. Курс лечения начинается с самоанализа. Врач предлагает пациенту ответить на следующие вопросы:

  • «Как часто я свожу любой разговор к общению о работе»;
  • «Работаю ли я сверхурочно или придерживаюсь графика»;
  • «Проявляются ли в повседневной жизни профессиональные навыки»;
  • «Чувствую ли я потерю интереса к работе и деградацию»;
  • «Меня интересует что-либо, кроме работы»;
  • «Связываю ли я свой успех лишь с профессиональной деятельностью»;
  • «Боюсь ли я потерять свою работу»;
  • «Есть ли среди моих друзей кто-то, кроме коллег» и т. д.

Это поможет понять степень развития расстройства и определить длительность и состав курса лечения. Обычно необходимо посетить 5-6 сеансов. В особо сложных случаях – до 10.

Кроме личного общения, когнитивно-поведенческая терапия подразумевает наличие домашних заданий. Их исполнение повышает эффективность лечения. Примеры домашних заданий:

  • посещение культурного мероприятия, не связанного с трудовой деятельностью;
  • проведение целого дня в кругу семьи без отвлечений на работу;
  • занятия спортом;
  • посещение тренингов, вебинаров, семинаров на тему личностного роста и саморазвития;
  • чтение полезной и художественной литературы;
  • знакомство с новыми людьми в количестве не менее 3 в неделю;
  • изучение тенденций, новой информации;
  • прохождение курсов повышения квалификации и т. д.

Общение с психологом даст понять, нужно ли менять вид трудовой деятельности. Если же дело в восприятии человеком его работы, то врач поможет сменить негативные установки на позитивные. Для этого на каждом сеансе будут озвучиваться и повторяться аффирмации.

В результате лечения работник должен понять свое предназначение и настоящее отношение к работе. Посещения специалиста приведут к замене деградирующей личности на заинтересованную в своем развитии во всех сферах жизни.

Заключение

Не каждому работнику известно, что такое профессиональная деформация. Это процесс, при котором меняются личные качества человека, его рабочие навыки. Заинтересованная, активная личность превращается в вялого, вечно уставшего сотрудника.

Основные причины – монотонность работы, давление со стороны начальства и коллег, отсутствие перспективности, перегруз обязанностями, завышенная самооценка и т. д. Лечение заключается в прохождении курса когнитивно-поведенческой терапии, которая может быть назначена в комплексе с групповой терапией.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого

Факультет Психологии

Дисциплина «Основы профориентологии»


РЕФЕРАТ

на тему

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ


Выполнила:

студентка 3 курса группы «А»

факультета Психологии

Петрова Светлана Юрьевна

Проверил:

Заенчик Владимир Михайлович,

к.п.н., профессор



Введение

Глава 1.Личность и профессия

Глава 2.Факторы, способствующие профессиональной деформации

Глава 3.Уровни профессиональной деформации. Профессиональная реабилитация

Глава 4.Феномен психического выгорания

Список литературы


Введение


Труд - это способ достижения физического и морального здоровья, средство индивидуального преуспевания, источник неограниченного самоудовлетворения и самосовершенствования. То есть, труд положительно влияет на психику человека.

Однако, многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Условия и характер труда в некоторых видах трудовой деятельности (особенно в профессиях «человек - человек») оказывают травмирующее влияние на психику. Неизбежны периоды стабилизации. Появляется профессиональная усталость, возникают психологические барьеры, обедняется репертуар способов выполнения деятельности, утрачиваются профессиональные умения и навыки, снижается работоспособность.

Можно констатировать: многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов. То есть, на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деформаций.


Глава 1. Личность и профессия


Проблема влияния профессии на личность периодически возникает в фокусе внимания исследователей. В трудах многих выдающихся психологов достаточно полно исследованы психологические вопросы о связи категории деятельности и личности.

Анализ литературы показывает, что профессиональная роль многогранно влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, она тем самым преобразует весь его облик. Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определенный склад мышления и стиль общения.

Общее образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют профессиональный потенциал развития специалиста. Реализация потенциала зависит от многих факторов.

Реальные сценарии жизни отличаются большим разнообразием. В зависимости от соотношения темпов различных видов развития А.А. Бодаев выделяет следующие сценарии развития взрослого человека.

1.Индивидное развитие значительно опережает личностное и профессиональное. Такое соотношение отражает слабовыраженное развитие человека как личности и как работника. Отсутствуют интересы, склонности и способности к какой-либо деятельности, профессиональная подготовленность не выражена, низкий уровень трудоспособности.

2.Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем индивидное и профессиональное. Это проявляется в бережном отношении к окружающей среде, людям, предметам материальной и духовной культуры, привязанности к семье и др. Физическое здоровье, профессиональные достижения находятся на втором плане.

. Профессиональное развитие доминирует над двумя другими «ипостасями» человека. Приоритет профессиональных ценностей, тотальная погруженность в работу - особенности так называемых трудоголиков.

.Относительное соответствие темпов индивидного, личностного и профессионального развития. Эта оптимальное соотношение, обусловливающее реализацию, «выполнение» человеком себя.

Когда человек попадает в пространство трудовой деятельности, он непосредственно сталкивается с новыми для него условиями. Возникает объективная необходимость адаптации, в результате которой происходит усвоение норм и ценностей среды, а также и ее преобразование. В результате взаимодействия личности и профессии происходит активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, которое приводит к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности - творческой самореализации в профессии, а также личностному и профессиональному развитию.

Но, следуя объективным законам развития как такового, необходимо отметить, что результатом любого развития являются как позитивные, так и негативные последствия. Генезис человеческой личности в профессиональной деятельности может быть рассмотрен и как развитие, обогащение, и как умаление, деградация, деформированное существование. С одной стороны личность совершенствуется в данном виде деятельности, приобретает определенные умения и навыки и т.д., с другой стороны, возникают различные негативные явления, которые объединяются в понятии профессиональной деформации.


Глава 2. Факторы, способствующие профессиональной деформации


Профессиональные деформации - это негативное социально-психическое явление, предстающее в виде разнообразных личностных поведенческих проявлений, оказывающих деструктивное влияние на процесс и результат профессиональной деятельности, на взаимодействие с другими участниками этого процесса.

Профессия может постепенно существенно изменить характер человека. Вместе с тем, выбор профессии изначально связан с задатками и установками личности. Поэтому когда у людей определенной профессии заметны какие-то общие черты характера, их специфика может быть обусловлена не только вторичным влиянием профессиональной роли, но и тем, что ее выбирают люди, исходно обладающие определенными склонностями.

Очень важно получить ответ на следующий вопрос: каким образом возникает профессиональная деформация? Применительно к онтогенезу известны основные пути: созревание, обучение, творчество самого субъекта. В этом случае созреванию будет соответствовать стихийное развитие профессиональной деформации, являясь по существу продолжением индивидуального развития. Аналогом обучения выступит направленное психологическое воздействие различных людей в целях воспроизводства уже известных и требуемых в служебной деятельности качеств и свойств. Творческая активность субъекта психического развития в аспекте профессиональной деформации проявляется в сознании новых образцов психологического опыта, которые способствуют развитию деформации личности. Формирование новых аспектов психического опыта - процесс противоречивый, он ведет не только к прогрессу в психическом развитии, но и к утрате некоторых позитивных и возникновению негативных возможностей. Личность вырабатывает вполне конкретный образ действия, идею, логику поведения. Но в том и состоит проблема, что в процессе действия, деятельности, труда есть своя логика, неподвластная ни воображению ни сознанию. Скорректированный замысел личности воплощается в нечто отличное от первоначального, а поведение - порой в корне отличное от общепринятого.

Развитию профессиональных деформаций способствует (Климов Б.С.):

1.Изменение мотивации трудовой деятельности.

2.Возникающие стереотипы мышления, поведения и деятельности.

.Эмоциональная напряженность профессионального труда (появляется: раздражительность, тревожность, нервные срывы и др.)

.Монотонность, однообразие, жестко структурированный характер труда.

.Утрата перспектив профессионального роста.

.Снижение уровня интеллекта специалиста

.Различные акцентуации характера личности, вплетающиеся в ткань индивидуального стиля деятельности.

.Возрастные изменения, связанные со старением:

а) Социальное старение:

·Перестраивается мотивация;

·Слабеют интеллектуальные процессы;

·Изменяется эмоциональная сфера;

·Возникают дезадаптационные формы поведения и др.

б)Нравственно-этическое старение:

·Навязчивое морализование;

·Скептическое отношение к молодежной субкультуре;

·Противопоставление настоящего прошлому;

·Преувеличение заслуг своего поколения и др.

в)Профессиональное старение:

·Невосприятие нововведений;

·Ценность опыта своего поколения;

·Трудности освоения новых средств труда;

·Снижении е темпа профессиональных функций и др.


Глава 3. Уровни профессиональной деформации


Профессиональная реабилитация

Уже усвоенная технология как бы сама заставляет человека строго определенным образом относиться к самым разным ситуациям в жизни, к себе, другим людям, к миру и бытию вообще. Освоенные профессиональные и просто жизненные технологические способности совершенно однозначно диктуют личности выбор именно определенных действенных мотивов поведения. Мы любим делать только то, что умеем. Интериоризированные технологии деятельности формируют и наше преобразовательное отношение к миру.

Владея определенной технологией своего труда, профессионал начинает считать ее единственно возможной и верной. Он готов, зарабатывая деньги, вечно воспроизводить уже привычные способы работы, привлекать только привычные средства и процедуры.

Любая профессия инициирует образование профессиональных деформаций личности. Наиболее уязвимы социономические профессии типа «человек- человек». Характер, степень выраженности профессиональных деформаций зависят от характера, содержания деятельности, престижа профессии, стажа работы и индивидуально-психологических особенностей личности.

Среди работников социальной сферы, правоохранительных органов, врачей, учителей, менеджеров часто встречаются следующие деформации: авторитарность, агрессивность, консерватизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер, эмоциональная индифферентность.

Различают 4 уровня профессиональной деформации

Уровни деформацииПроявление деформаций1. Общепрофессиональный (делает работников одной профессии узнаваемым, похожими) Инвариантные особенности личности: · У педагогов - синдром «назидательности» (стремление поучать, воспитывать); · У юристов - синдром «асоциального восприятия» (каждый человек воспринимается потенциальным нарушителем); · У руководителей - синдром «вседозволенности» (нарушение профессиональных и этических норм)1. Специальный профессиональный Каждая специальность имеет свой состав деформаций: · У прокурора - обвинительность; · У следователя - правовая назидательность; · У адвоката - правовая изворотливость; · У терапевта - угрожающие диагнозы; · У хирурга - циничность.2. Профессионально-типологический (особенности темперамента, способностей, характера)Складываются профессионально-личностные комплексы: а) деформации профессиональной направленности: · Искажение мотивации деятельности, · Перестройка ценностных ориентаций, · Пессимизм, · Скептическое отношение к нововведениям; б) деформации на основе каких-либо способностей: · Например, интеллектуальных, коммуникативных - возникает комплекс превосходства, самолюбования и др.; в) деформация на основе черт характера: · Например, властолюбие, доминантность и др. порождает равнодушие и др.3. Индивидуализированный (особенности работника)В результате сращивания личности с профессионально важными качествами развиваются сверхкачества или акцентуации: · Сверхответственность; · Гиперактивность; · Трудовой фанатизм.

Следствием всех этих деформаций являются:

·Психологическая напряженность, конфликты, кризисы;

·Снижение продуктивности профессиональной деятельности личности;

·Неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.

С увеличением стажа работы начинает сказываться синдром «эмоционального сгорания», что приводит к появлению эмоционального истощения, усталости и тревожности. Происходит деформация эмоциональной сферы личности. Психологический дискомфорт провоцирует болезни и снижает удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Таким образом, профессиональная деятельность способствует образованию деформаций - качеств, деструктивно влияющих на труд и профессиональное поведение. Профессиональная деформация личности - это разновидность профзаболеваний, они неизбежны, но одних она приводит к потере квалификации, других - к равнодушию, третьих - к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, большинство же - к поиску средств профессиональной реабилитации.

Каковы возможные пути профессиональной реабилитации? Назовем основные из них:

повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентностй;

диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;

прохождение тренингов личностного и профессионального роста;

рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;

профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;

овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;

повышение квалификации и переход в новую квалификационную категорию или на новую должность.


Глава 4. Феномен психического выгорания

профессиональная деформация личность психический

Одним из первых отечественных исследователей, который вплотную занялся проблемой выгорания, является Бойко В. В. По его мнению эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая, определяется органическими причинами - свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоции, психосоматическими нарушениями.

Эмоциональное выгорание В. В. Бойко определяет как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия.

Для него выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, отчасти функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Само по себе выгорание, таким образом, В. В. Бойко считает конструктивным, а дисфункциональными - его следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Тогда же эмоциональное выгорание приводит к профессиональной деформации личности.

В отличие от профессиональной деформации, психическое выгорание можно отнести к случаю полного регресса профессионально развития (разрушается личность в целом, отрицательно влияя на эффективность трудовой деятельности).

Психическое выгорание - это синдром, включающий следующие группы симптомов:

1.Эмоциональные: чувство эмоциональной опустошенности; неопределенное чувство беспокойства и тревоги; чувство разочарования; снижение уровня энтузиазма; раздражительность; обидчивость; равнодушие; бессилие и т.д.

2.Психосоматические: повышенная утомляемость; чувство истощения; частые головные боли; расстройства желудочно-кишечного тракта; отсутствие аппетита и переедание, что ведет к избытку или недостатку веса; нарушение сна, бессонница и т.д.

.Нарушение познавательных процессов деятельности: трудности с концентрацией внимания; жесткость и ригидность в мышлении; сконцентрированность на деталях; неспособность принимать решения и т.д.

.Неприятие профессиональной деятельности: неприязнь к работе; мысли о смене работы, профессии и т.д.

.Нарушение социальных связей: растущее избегание контактов с людьми; дистанцирование от клиентов и коллег; стремление к уединению; осуждение клиента, циничное отношение к нему и т.д.

Выгорание и неудовлетворенность работой оказывают влияние на семейные отношения - возрастает количество семейных конфликтов.

Психическое выгорание чаще наблюдается у работников, работающих с людьми и оказывающих им помощь (бесчувственность, негуманное отношение к клиенту, приходящим на лечение, для получения социальных услуг).

·Напряженные отношения между клиентом и работником. Профессионал, имея дело с людскими проблемами отрицательным эмоциональным зарядом, принимает его на себя;

·Высокий уровень притязаний работника. Считая работу высокозначимой, испытывая неудачи с достижении целей и чувствуя свою неспособность внести весомый вклад, - выгорает. Работа, которая была смыслом жизни для индивида, вызывает у него разочарование.

·Неправильная организация работы: большой объем, рутинность, суженная область контактов с клиентами, отсутствие самостоятельности в работе и др.

Выгорание как самостоятельный компонент не сводится к стрессам, утомлению, депрессиям.

Существенное влияние оказывают индивидуальные особенности личности:

·Пассивная тактика сопротивления;

·Внешний «локус контроля»;

·Низкая степень личностной выносливости;

·Агрессивность;

·Тревожность.

Так О.Лаврова подчеркивала следующее:

1.Синдром эмоционального выгорания - это психофизиологическое и умственное истощение, вызванное межличностным общение и перегрузками профработы.

2.Выгорание затрагивает все сферы развития личности, оказывая разрушительное воздействие.

.Синдром протекает индивидуально для каждого специалиста в зависимости от особенностей его личности и профессиональной деятельности.

.Синдром развивается постадиально, начиная с зависимости от работы и заканчивая экзистенциональной пустотой.

.Так как выгорание деформирует всю личность специалиста, то методы, предупреждающие его, должны затрагивать все сферы развития личности.

Наличие психологического выгорания заставляет людей искать различные способы его преодоления.

Существует немало способов предотвращения выгорания, отметим лишь следующие:

1.Стремление к личностному росту.

2.Расширение кругозора по проблеме, т.е. информированность; создание новых проектов.

.Культивирование других интересов, не связанных с профессией; чтение литературы для своего удовольствия.

.Четкое разделение личной жизни и профессиональной деятельности.

.Расширение своих социальных контактов; наличие друзей других профессий.

.Рационализация своей профессиональной деятельности; участие в семинарах и конференциях.

.Хобби, доставляющие удовольствие.

Методы восстановления психического здоровья весьма широки. Выбор их определяется индивидуальными особенностями работника.

Наиболее доступными являются следующие.

Аутотренинг . Его основу составляет прием погружения и релаксационное состояние и самовнушение, за счет чего происходит овладение навыками произвольного вызывания ощущения тепла, тяжести, покоя, расслабления. В результате нормализируются и активизируются основные психофизиологические процессы.

Релаксация. Это произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабления, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.

Медитация. Это интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и процесс, достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание.

Необходимо соблюдать четыре условия.

1.Спокойное погружение, т.е. отсутствие внешних стимулов.

2.Удобная поза, т.к. мышечное напряжение может мешать процессу.

.Наличие объекта концентрации.

.Пассивная установка, т.е. человек позволяет возникнуть медитативному процессу, вместо того чтобы контролировать его.

Библиотерапия. Воздействие на человека путем специально подобранной литературы в целях нормализации либо оптимизации его психики. Это позволяет: а) путем эмоциональных переживаний их содержания обогатить свой внутренний мир, понять его сложность и уникальность;

б) понять и принять внутренний мир окружающих людей;

в) стимулировать процессы удовольствия, покоя, снятия напряженности.


Резюме


Профессия может существенным образом менять характер человека, приводя как в положительным, так и отрицательным последствиям. Трудность борьбы с профессиональной деформацией заключается в том, что она, как правило, не осознается работником и ее проявления обнаруживаются другими людьми.

Занимаясь трудовой деятельностью, надо знать и представлять:

·возможные последствия этого феномена;

·к своим недостаткам относиться более объективно, стараясь их компенсировать;

·новое место работы определять с учетом своего прошлого профессионального опыта и личностных качеств.


Список литературы


1.Безносов С.П. Профессиональная деформация. СПб: Речь,2004. - 272с.

2.Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации. Москва: Академический проект: Фонд «Мир», 2007. - 333с.

Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие /4-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Академический проект: Фонд «Мир», 2006. - 336 с.

Зеер Э.Ф. Психологические факторы профессиональной деформации. www.elitarium.ru

Повойский В.П. Сборник научных трудов «Профессиональная деформация и проблемы профессионализма». 2001, №2/ www.psymanager.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Большинство из нас основную часть жизни проводит на своём рабочем месте и волей-неволей мы начинаем переносить какие-либо профессиональные привычки в личную жизнь. Именно по этим признакам можно определить, в какой области трудится тот или иной человек. Например, знакомый, который постоянно пытается решить ваши личные проблемы, скорее всего, покажется вам психологом, а встретив на своём пути человека, дающего вам указания что и как делать, вы наверняка подумаете - это учитель. Каковы причины профессиональной деформации личности? Какие выделяются ее виды? Можно ли как-то избежать деформации?

Что такое профессиональная деформация личности?

Деформация личности представляет собой изменение личностных качеств (способов поведения и общения, характера, ценностных ориентиров, стереотипов восприятия), наступающее под влиянием продолжительного исполнения профессиональных обязанностей.

Профессиональный тип личности формируется в результате неразрывного единства специфической деятельности и сознания человека. Больше всего от такой деформации страдают личностные особенности людей, чья деятельность связана с постоянным общением (психологи, педагоги, работники кадровых отделов, руководители, чиновники и т. д.).

Деформация в крайней форме у них выражена в сугубо функциональном, формальном отношении к окружающим. Повышенный уровень деформации личности наблюдается у сотрудников спецслужб, военнослужащих и медицинских работников.

Причины профессиональной деформации

Многолетняя деятельность в той или иной сфере сопровождается профессиональным развитием личности, однако, этот процесс не может быть непрерывным. Рано или поздно наступает период стабилизации, когда человек уже практически никуда не движется. Поначалу такие приостановки краткосрочны, но затем они становятся всё продолжительнее, достигая 12 месяцев и более. На языке психологов такое явление носит название периодов стагнации личности .

Наступление стагнации возможно даже в том случае, если уровень вашей профессиональной деятельности довольно высок, но ваша работа выполняется однообразно, с применением повторяющихся приёмов. Результатом продолжительной стагнации является профессиональная деформация личности: человек уже не в состоянии выбраться из своей профессии и вынужден исполнять в социуме только эту роль.

Выделяют следующие факторы, способствующие развитию профессиональной деформации :

Вышеперечисленные факторы представляют собой лишь предпосылки, которые на том или ином этапе трудовой деятельности могут привести к деформации. Среди основных причин развития профессиональной деформации необходимо отметить следующие:

Причины профессиональной деформации личности могут быть и другими. Ведь каждый человек индивидуален.

Виды профессиональной деформации личности

Различают несколько типов переноса профессиональных знаний, привычек и навыков в повседневную жизнь. Изменения личности условно можно разделить на следующие виды:

  • общепрофессиональные;
  • профессионально-топологические;
  • индивидуальные;
  • специальные.

Общепрофессиональный . Изменение личности такого типа характерно для работников определённых профессий. Например, у сотрудников полиции деформации личности проявляются синдромом асоциальной перпеции, развитие которого способствует восприятию любого гражданина как потенциального нарушителя.

У педагогов деформация проявляется синдромом назидательности (постоянное стремление воспитывать, поучать). У руководителей наблюдается синдром вседозволенности (нарушение этических и профессиональных норм).

Профессионально-типологические деформации обусловлены постепенным наложением определённых психологических особенностей на личностные качества. Например, способность к организации деятельности большого количества людей. К такому типу изменений можно отнести деформации личности руководителя, начальника.

Индивидуальные деформации присущи работникам различных профессий и зачастую бывают обусловлены чересчур обширным и активным развитием профессиональных навыков и качеств, которые приводят к появлению трудового фанатизма, а также усиленного чувства ответственности вплоть до одержимости.

Результатом всех видов профессиональной деформации являются следующие состояния психики:

  • Снижение результативности трудовой деятельности;
  • кризисы, конфликты, психологическая напряжённость;
  • неудовлетворённость социальным окружением и жизнью в целом.

Чем больше стаж работы, тем сильнее проявляется синдром эмоционального сгорания , в результате этого появляется чувство тревоги, усталость и нравственное истощение. Наблюдаются изменения эмоциональной сферы личности. Психологический дискомфорт приводит к снижению удовлетворённости от трудовой деятельности и провоцирует развитие различных заболеваний.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная деятельность оказывает огромное влияние на психику человека и способствует развитию личностных изменений, деструктивно влияющих на профессиональное поведение и трудовую деятельность.

Профессиональная деформация личности относится к одному из видов профзаболеваний, появление которых неизбежно, но одних она приводит к беспочвенной агрессивности и завышению самооценки, других - к равнодушию, а третьи при этом теряют квалификацию.

Однако, большинство людей, имеющих такие проблемы стараются найти средства профессиональной реабилитации.

Как определить приближение профессиональной деформации?

Приближение деформирующих изменений психики, связанных с трудовой деятельностью можно определить по следующим факторам:

Как проявляется профессиональная деформация?

Каждая профессия накладывает определённый отпечаток на характер и личностные качества работающего человека.

Педагог . Деформация личности учителя заключается в искусственном поиске ошибок в работах учеников, постоянных придирках. Даже находясь дома, педагог продолжает оценивать поведение родственников, членов семьи, знакомых, выставляя при этом каждому из них оценки (мысленно либо вслух). Доходит даже до абсурда, когда представитель этой профессии начинает давать оценку действиям совершенно посторонних людей, встретившихся ему на улице: оценивает допустимость их поведения, высказывает возмущение по поводу отсутствия воспитания.

Врач . Деформация медицинского работника проявляется в полном автоматизме его навыков и качеств. Врач автоматически оценивает здоровье человека даже при простом рукопожатии: он моментально отмечает температуру, пульс, влажность ладони. Обращает внимание на внешний вид человека и пытается найти связь с каким-либо заболеванием, при этом советуя собеседнику посетить клинику и пройти обследование (что-то ты плохо выглядишь, под глазами у тебя мешки и т. д.).

Менеджер турфирмы . У таких людей деформация проявляется в том, что при любом рассказе о совершённом путешествии или планируемой поездке, представитель этой профессии оживляется и проявляет чисто профессиональную заинтересованность, задавая соответствующие вопросы и давая рекомендации на тему туризма.

Подобным образом деформация проявляется и у представителей других профессий. Программист будет пытаться вывести определённые алгоритмы происходящих процессов (даже самых простых). Психолог будет стремиться вывести собеседника на откровенный разговор, чтобы покопаться в его психологических проблемах и постараться их решить (даже если собеседник в этом не нуждается).

Последствия профессиональной деформации

Последствия профессиональных изменений бывают различными: одни могут быть полезны для работника, другие же, наоборот, оказывают негативное влияние на черты характера и личностные качества человека.

Польза . В некоторых случаях деформация действительно может быть полезной. Например, медицинский работник, оказавшись поблизости с местом происшествия, знает как оказать пострадавшему экстренную помощь. Руководитель предприятия (фирмы, холдинга и пр.) способен квалифицированно подойти к организации какого-либо семейного торжества. Однако, следует помнить о разграничении работы и повседневно жизни и проявлять профессиональные качества только в случае необходимости и на короткий срок.

Среди негативных последствий деформации можно отметить следующие:

  • Управленческая эрозия. Под воздействием деформирующих изменений деятельность руководителя становится неэффективной, а сам он превращается в тирана.
  • Чувство административной значимости. Работник, получив даже самую мало-мальскую должность, начинает мнить себя большим начальником и смотреть на окружающих свысока.
  • Снижение уровня адаптивности. Человек уверен, что знает о своей профессии практически всё и прекращает поиски чего-либо нового, неизвестного.
  • Эмоциональное выгорание. Работа полностью поглощает человека, разрушая его защитный психологический барьер. В результате чего работник сгорает и не теряет смысл жизни.
  • Ухудшение отношений с окружающими людьми - шаблоны рабочих взаимоотношений переносятся на повседневную жизнь.

Во избежание таких последствий деформации, необходимо постараться вовремя заметить её признаки и приступить к их устранению.

Профессиональная деформация личности сопровождается конфликтами, состоянием постоянного напряжения, кризисами, психологическим дискомфортом. Результативное и своевременное разрешение возникших профессиональных трудностей позволит каждому из вас и в дальнейшем развиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Помимо этого, не допустив проявления деформации, вы сможете избавиться от профессионального выгорания на рабочем месте.

Профессиональная реабилитация

Существует несколько возможных вариантов реабилитации, среди которых можно выделить следующие: