Минфин отложил применение федеральных стандартов бухучета. Федеральные стандарты бухгалтерского учета: как подготовиться бухгалтерам Изменение в субсчетах единого плана счетов

Стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий требования к ведению бухгалтерского учета, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Стандарты подразделяются на федеральные, отраслевые, международные и стандарты организации (экономического субъекта).

Комментарий

Стандарты бухгалтерского учета это документы, которые устанавливают требования к ведению бухгалтерского учета, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Они подразделяются на федеральные, отраслевые, международные и стандарты организации (экономического субъекта).

Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) могут называться Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). Такие названия давал Минфин этому типу документов.

Стандарты бухгалтерского учета обычно посвящены какому-либо разделу учета. Например, Стандарт по основным средствам, Стандарт по нематериальным активам, Стандарт по доходам и т.д.

(п. 3 ст. 3) определяет:

"Стандарт бухгалтерского учета - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета."

Относит стандарты к документам в области регулирования бухгалтерского учета (ст. 21). Так, указывается, что к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:
1) федеральные стандарты;
2) отраслевые стандарты;
3) рекомендации в области бухгалтерского учета;
4) стандарты экономического субъекта.

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению (если иное не установлено этими стандартами).

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:
1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;
4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

Примеры федеральных стандартов бухгалтерского учета

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

Рекомендации в области бухгалтерского учета могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.

Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.

Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.

Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить . Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Федеральные и отраслевые стандарты, а также программа разработки федеральных стандартов утверждаются нормативными правовыми актами в установленном порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.

Развитие российских стандартов бухгалтерского учета

Долгое время, с 2012 по 2016 гг. Минфин РФ не разрабатывал новые ПБУ. Дело в том, что в соответствии со ст. 27 разработчиком федерального стандарта бухгалтерского учета является не Минфин РФ, а любой, так называемый, субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Но сначала субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета не очень активно взялись за эту работу.

В 2016 году был принят Приказ Минфина РФ от 23 мая 2016 года № 70н, который утвердил "Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг.". Согласно этой программе будут разработаны 14 новых стандартов бухгалтерского учета (или новых версий старых стандартов), а также 6 изменений в существующие стандарты. Новые стандарты бухгалтерского учета и изменения в уже существующие вступят в силу с 2018 по 2020 годы.

Следует отметить, что у Минфина РФ есть право разрабатывать федеральные стандарты:

1) для организаций государственного сектора;

2) в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.

В 2016 году Минфином России в рамках Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденной (далее – Программа), подготовлены проекты приказов об утверждении пяти федеральных стандартов (далее – Стандарты), которые планируется ввести в действие с 1 января 2018 года (см. Таблицу 1). Срок утверждения Стандарта – не позднее, чем за 6 месяцев до предполагаемой даты его введения в действие.

В отношении шести проектов Стандартов, разработку которых согласно Проекту приказа о внесении изменений в Программу (подготовлен Минфином России 30 сентября 2016 г.) планируется завершить в 2016 году, в настоящее время проводится процедура публичного обсуждения, предусмотренная Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ " " (далее – Закон № 402-ФЗ).

Наряду с разработкой самих Стандартов, в рамках реализации Программы специалистами финансового ведомства ведется активная работа по подготовке проектов изменений:

Необходимость внесения изменений в перечисленные нормативные акты обусловлена введением в действие федеральных стандартов. По завершении всех этапов, предусмотренных Программой, методологические основы бухгалтерского учета организаций госсектора будут регламентированы именно федеральными стандартами, то есть "выведены за рамки" , которой в конечном итоге будет установлен именно План счетов бухгалтерского учета, применяемых организациями госсектора.

НАША СПРАВКА

Срок публичного обсуждения проекта федерального стандарта не может быть менее трех месяцев со дня размещения указанного проекта на официальном сайте разработчика в сети "Интернет". Уведомление о разработке федерального стандарта, а также Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта согласно , утвержденному приказом Минфина России от 28 сентября 2016 г. № 397, подлежат размещению на официальном сайте Минфина России в разделе Бюджет / Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора.

Применение федеральных стандартов бухучета потребует от главных бухгалтеров организаций госсектора владения навыками финансового анализа и формирования профессионального суждения. В то же время наличие в Стандартах четких критериев и правил предоставит субъекту учета возможность самостоятельного принятия решений в отношении учетных процедур, в частности, признания и прекращения признания объекта учета и применения метода его оценки.

Таблица 1. Федеральные стандарты, предполагаемая дата применения которых – 1 января 2018 года

Наименование федерального стандарта

Предмет регулирования

Этап внедрения/
разработки

Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора

– цели составления и представления бухотчетности, а также публичного раскрытия показателей бухотчетности;
– объекты бухгалтерского учета;
– методы оценки активов и обязательств субъектов учета;
– основные правила ведения бухгалтерского учета; требования к инвентаризации активов и обязательств;
– характеристики субъекта отчетности;
– требования к информации, содержащейся в бухотчетности, а также качественные характеристики такой информации;
– определения и порядок признания в учете объектов бухучета;
– оценку (измерение) объектов бухгалтерского учета;
– основные принципы и правила подготовки, представления и раскрытия информации в бухотчетности общего назначения

Утверждение

Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности

– методические основы формирования и порядок представления субъектами отчетности бухотчетности общего назначения;
– обязательные общие требования к минимальному составу и порядку раскрытия публично раскрываемых указанными субъектами показателей бухотчетности и пояснений к ним, публикация которых является обязательной в соответствии с законодательством РФ
Внимание! Стандарт не применяется при составлении и представлении субъектами отчетности отчетности специального назначения, в том числе управленческой отчетности, а также налоговой отчетности и отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения

Утверждение

Основные средства

порядок отражения активов, классифицируемых как основные средства в бухгалтерском учете и отчетности субъектов учета

Утверждение

порядок отражения в учете операций аренды
за исключением случаев, когда в соответствии с другими Федеральными стандартами бухучета для организаций госсектора принят иной порядок учета

Утверждение

Обесценение активов

– порядок расчета суммы убытка от обесценения актива;
– порядок признания убытков от обесценения;
– порядок восстановления убытка от обесценения;
– требования к раскрытию необходимой информации.
Внимание! Стандарт не применяется в отношении следующих видов активов:
а) запасы;
б) финансовые активы (если иное не предусмотрено настоящим Стандартом);
в) другие активы, обесценение которых регулируется соответствующими Федеральными стандартами

Утверждение

Учетная политика, оценочные значения и ошибки

требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок

Публичное обсуждение

События после отчетной даты

– классификацию фактов хозяйственной жизни, которые возникли в период между отчетной датой и датой подписания бухотчетности за отчетный период и которые оказали или могут оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат и (или) движение денежных средств субъекта учета;
– правила отражения в бухучете и раскрытия информации о событиях после отчетной даты при формировании и представлении бухотчетности

Публичное обсуждение

Непроизведенные активы

Публичное обсуждение

Отчет о движении денежных средств

порядок отражения активов, классифицируемых как непроизведенные активы, в бухучете и отчетности субъектов учета

Публичное обсуждение

порядок отражения активов, классифицируемых как материальные запасы, незавершенное производство и нефинансовые активы имущества казны, в бухучете и отчетности субъектов учета
Внимание! Стандарт не применяется для целей учета:
а) биологических активов;
б) библиотечных фондов, независимо от срока их полезного использования;
в) финансовых инструментов;
г) незавершенного производства, возникающего у субъектов госсектора, осуществляющих функции подрядчика по договорам строительного подряда, порядок учета которого регулируется соответствующим Федеральным Стандартом;
д) объектов, относящихся к активам культурного наследия

Публичное обсуждение

Биологические активы

порядок отражения активов, классифицируемых как биологические активы, в бухучете субъектов учета в течение периода роста и размножения, а также порядок первоначальной оценки биологической продукции в момент ее сбора.
Для последующего учета биологической продукции применяется Федеральный стандарт "Запасы " или другой применимый стандарт

Публичное обсуждение

Стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета..."

Стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета…" является базовым, то есть фиксирует основные понятия и принципы ведения бухгалтерского учета методом начисления. Именно в "Концептуальных основах..." содержатся определения таких понятий, как "Актив", "Обязательство", "Чистый актив", "Доходы" и "Расходы", которые до настоящего времени для организаций госсектора попросту не установлены...

Подробнее о нарушениях, выявляемых в ходе государственного (муниципального) финансового контроля и ответственности за их совершение в
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!

Отвечает ли определенная дебиторская задолженность понятию актива или ее можно списать с баланса? Когда имущество больше не относится к активам и может быть перенесено на время оформления списания с балансового учета на забалансовый счет 02? Сейчас бухгалтерам приходится решать подобные вопросы исключительно на основе своего профессионального суждения. После вступления в силу стандарта "Концептуальные основы..." ситуация изменится. А значит, будет меньше разногласий с проверяющими.

Указанным стандартом также будут урегулированы вопросы осуществления базовых бухгалтерских процедур. Например, будут четко определены основные критерии признания объектов учета.

Кроме того, стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета..." содержит не только требования к информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – бухотчетности), но и определения понятий каждой из качественных характеристик такой информации, в частности, ее достоверность, сопоставимость, существенность.

Стандарт "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности"

Стандарт "Представление бухгалтерской отчетности" обобщает в себе требования к бухгалтерской (бюджетной) отчетности организаций госсектора, которые содержатся в нормативных правовых актах, регламентирующих методологию бухгалтерского учета и отчетности в настоящее (в , ), а также детально раскрывает ключевые понятия, содержащиеся в указанных требованиях.

Об общих требованиях к составлению бюджетной отчетности и бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений в "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера" интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!

Стандартом установлены используемая субъектами отчетности при публичном раскрытии информации структура представления показателей Бухгалтерского баланса, обязательные для раскрытия статьи Отчета о финансовых результатах, а также требования к составу и структуре Пояснительной записки.

Кроме того, Стандарт раскрывает понятия краткосрочных и долгосрочных обязательств, устанавливая порядок их отражения в бухотчетности, включая порядок раскрытия информации о них с учетом событий после отчетной даты на каждом из этапов процесса составления и представления отчетности. При этом сами этапы будут четко разграничены Стандартом "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", содержащим определения понятий "дата подписания", "дата представления", "дата принятия" и "дата утверждения" бухотчетности, что указывает на необходимость применения Стандартов во взаимосвязи.

Стандарт "Основные средства"

Наряду со знакомыми понятиями "первоначальная стоимость", "остаточная стоимость", "амортизация", появится масса новых терминов: "инвестиционная недвижимость", "переоцененная стоимость", "справедливая стоимость" и т.д.

Учреждения смогут применять несколько методов начисления амортизации:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • пропорционально объему продукции.

Выбирать метод начисления амортизации надо будет с учетом специфики использования конкретного объекта имущества. Например, можно будет учесть интенсивность использования оборудования при выпуске готовой продукции.

При переходе на применение стандарта учреждения должны будут признать объекты основных средств, ранее не признававшиеся, а также отражавшиеся за балансом, по их первоначальной стоимости. В составе основных средств при определенных условиях можно будет учитывать даже арендованные объекты (если срок договора аренды сопоставим с оставшимся сроком полезного использования, сумма всех арендных платежей сопоставима со справедливой стоимостью актива и т.д.). Объекты недвижимости надо будет переоценить до кадастровой стоимости и списать начисленную по ним амортизацию. В дальнейшем недвижимость будет амортизироваться исходя из пересмотренных первоначальной стоимости и срока полезного использования.

Будет четко обозначено правило: признание затрат в первоначальной стоимости объекта прекращается, когда объект находится в пригодном для использования состоянии. Например, при приобретении автомобиля можно будет учесть в первоначальной стоимости стоимость ковриков и чехлов. Если же такие предметы будут приобретаться после поступления автомобиля в состав основных средств, их стоимость можно будет учитывать в составе расходов текущего года.

Стандарт "Запасы"

Стандартом будут урегулированы порядок оценки запасов при их признании, особенности последующей оценки и оценки при их выбытии, а также требования к раскрытию информации в бухотчетности.

Стандарт будет предусматривать следующую группировку нефинансовых активов, признаваемых в качестве запасов (таблица 2):

Таблица 2. Группы и виды запасов

Группы активов, относящихся к запасам

Виды активов, относящихся к запасам

Субъекты учета запасов

Материальные запасы

– материалы;
– готовая продукция;
– товары;
– прочие материальные запасы

Организации госсектора:
– фактически использующие активы, как закрепленные учредителем, так и полученные в результате собственной деятельности;
– осуществляющие переданные госполномочия по обеспечению отдельных категорий граждан (населения) мерами соцподдержки

Незавершенное производство

затраты, фактически понесенные при изготовлении продукции, выполнении работ, оказании услуг до момента их признания в составе готовой продукции или факта оказания услуги, выполнения работы

Нефинансовые активы имущества казны

– недвижимое имущество;
– движимое имущество;
– драгоценные металлы и камни;
– нематериальные активы;
– непроизведенные активы;
– материальные запасы

Органы госвласти (госорганы) и органы местного самоуправления, уполномоченные в сфере управления и распоряжения имущества казны

Стандарт "Непроизведенные активы"

Стандартом "Непроизведенные активы" установлены:

  • порядок оценки непроизведенных активов при их признании;
  • порядок последующей оценки;
  • особенности обесценения;
  • прекращение признания непроизведенных активов;
  • требования к раскрытию информации в бухотчетности.

Особенности учета непроизведенных активов (таблица 3):

Таблица 3 . Виды и особенности учета непроизведенных активов

Группы непроизведенных активов

Инвентарный объект

Субъекты учета

Водные ресурсы

Водный объект, предоставляемый в пользование за плату по договору водопользования

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере водных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации

Земля (земельные участки)

Земельный участок или его часть, имеющие характеристики, которые позволяют определить его в качестве индивидуально определенной вещи

– учреждения госсектора, за которыми указанные земельные участки закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования;
– органы государственной власти (местного самоуправления)

Некультивируемые биологические ресурсы
в том числе:

водные некультивируемые биоресурсы

отдельные виды водных биоресурсов, для которых устанавливается общий допустимый улов

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере некультивируемых биологических ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации

некультивируе-мые биологические ресурсы, относящиеся к животному миру

объекты животного мира (организмы животного происхождения, т.е. дикие животные), для которых устанавливаются нормативы допустимого изъятия

объекты растительного мира

лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда

Ресурсы недр

Участок недр, границы которого определены в соответствии с выданной лицензией на пользование недрами

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере недропользования, в соответствии с законодательством Российской Федерации

Прочие непроизведенные активы

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере прочих непроизведенных активов в соответствии с законодательством Российской Федерации

Стандарт "События после отчетной даты"

Согласно Стандарту, исходя из даты совершения факта хозяйственной жизни, условия которого подтверждают (изменяют) события после отчетной даты, по отношению непосредственно к самой отчетной дате события подразделяются на два типа (таблица 4):

Таблица 4 . Классификация событий после отчетной даты

События, подтверждающие условия хозяйственной деятельности, существовавшие на отчетную дату

События, свидетельствующие об условиях хозяйственной деятельности, возникших после отчетной даты

в том числе:

– объявление должника банкротом, если процедура банкротства начата до отчетной даты;

– изменение кадастровых оценок после отчетной даты;

– принятие судебного акта, подтверждающего наличие актива и (или) обязательства;

– принятие решение о реорганизации или ликвидации, о котором не было известно до отчетной даты;

– завершение процесса оформления существенных изменений сделки, начатого в отчетном периоде;

– существенное поступление или выбытие активов;

Получение документального подтверждения суммы страхового возмещения, если страховой случай произошел в отчетном периоде;

– пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожены или значительно повреждены активы;

– получение информации, указывающей на обесценении активов либо на необходимость корректировки убытка от обесценения, признанного в отчетном периоде;

– публичные объявления об изменениях политики, планов, намерений органа-учредителя, которые могут повлиять на полномочия и функции субъекта учета;

– обнаружение после отчетной даты ошибки в данных бухгалтерского учета за отчетный период;

– изменение величины активов и (или) обязательств в результате изменения после отчетной даты курсов иностранных валют;

– иные события, подтверждающие уже существовавшие на отчетную дату условия и (или) указывающие на обстоятельства.

– изменения законодательства, заключение и прекращения действия договоров (соглашений), принятие иных решений, влияющих на величину активов, обязательств, доходов и расходов;

– начало судебного производства, связанного с событиями после отчетной даты;

– иные события, свидетельствующие об условиях или подтверждающие обстоятельства, возникшие после отчетной даты.

Порядок отражения в бухучете:

Выполнение записей по счетам бухгалтерского учета на конец отчетного периода

Выполнение записей по счетам бухгалтерского учета в периоде, следующим за отчетным периодом

Порядок отражения в бухотчетности:

Данные в отчетности отражаются с учетом уточненных данных бухгалтерского учета

Информация о событие раскрывается в Пояснениях к отчетности за отчетный период. Раскрытию подлежит описание события и оценка последствие его наступления в денежном выражении. При невозможности оценки в денежном выражении, в Пояснениях раскрывается факт и причины этого

Стандарт "Аренда"

Стандартом "Аренда" установлены критерии квалификации отношений аренды с участием субъектов государственного сектора для целей учета и отчетности, а также детальный порядок отражения соглашений об аренде в учете и отчетности арендатора и арендодателя, включая особенности отражения безвозмездного пользования и аренды имущества на льготных условиях.

В рамках отношений финансовой аренды актив, переданный в аренду, у арендодателя в качестве нефинансового актива учету не подлежит, а у арендатора учитывается в составе основных средств. При этом в качестве отношений финансовой аренды рассматривается соглашение, по которому арендодатель на возмездной основе предоставляет арендатору рассрочку по оплате стоимости арендуемого актива.

Соглашение, в котором арендные платежи отражают только плату за пользование имуществом, рассматривается в качестве операционной аренды. Право пользования активом в рамках отношений операционной аренды отражается арендатором в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект учета. У арендодателя актив, переданный в пользование в рамках операционной аренды, отражается в составе основных средств, а амортизация начисляется на обычных условиях.

Согласно Стандарту безвозмездная передача имущества между субъектами без прекращения права оперативного управления, а также безвозмездная передача имущества, составляющего казну публично-правового образования, (кроме случаев закрепления имущества за пользователем на праве оперативного управления для выполнения им возложенных на него функций) квалифицируются как отношения аренды.

Операции по передаче имущества в аренду на льготных условиях и безвозмездная передача имущества отражаются в учете по справедливой стоимости, определяемой по методу рыночных цен (как если бы соглашение об аренде (соглашение о пользовании) было заключено на коммерческих условиях). Доходы от предоставления права пользования активом, переданным в аренду на льготных условиях (по коммерчески незначимым ценам) либо безвозмездно, признаются в учете и отчетности по справедливой стоимости.

У арендодателя разница между общей суммой минимальных арендных платежей по соглашению об аренде и общей суммой минимальных арендных платежей по рыночной стоимости отражается в качестве упущенной выгоды. У арендатора разница между общей суммой минимальных арендных платежей по соглашению об аренде и общей суммой минимальных арендных платежей по рыночной стоимости (справедливой стоимостью арендных платежей), учитывается в качестве отложенных доходов от получения имущества в безвозмездное пользование.

Стандарт "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"

Стандартом урегулированы следующие вопросы:

  • порядок формирования, утверждения учетной политики;
  • перечень оценочных значений и порядок отражения их изменения в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • порядок отражения исправления ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Наиболее значимым новшеством, вводимым данным стандартом, являются: перспективное и ретроспективное применение измененной учетной политики, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет бухгалтерской финансовой отчетности.

Предложенная специалистами финансового ведомства редакция данного стандарта устанавливает необходимость оценки последствий изменений учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат деятельности и (или) движение денежных средств субъекта учета, в денежном выражении. Ретроспективное применение измененной учетной политики заключается в корректировке показателей по счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде, а также в "пересчете" входящих остатков по статье "Финансовый результат деятельности экономического субъекта", а также значения связанных статей бухгалтерской за самый ранний отчетный год, для которого в бухгалтерской отчетности раскрываются сравнительные показатели. При этом информация, включая обоснование и содержание изменений учетной политики, а также суммы корректировок, раскрывается в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Оценочным значением является рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя. К оценочным значениям относятся показатели, определяемые или рассчитываемые на основе профессионального суждения уполномоченных лиц в соответствии с требованиями применимого законодательства РФ, например – сроки полезного использования объектов ОС и НМА, величины амортизационных отчислений. Изменение оценочного значения не является изменением учетной политики, как и не является исправлением ошибки. Порядок отражения оценочных значений будет устанавливаться соответствующими стандартами. При этом в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекту отчетности необходимо будет описать изменения оценочного значения, повлиявшего на отчетность за отчетный период, а также способного повлиять на отчетность за будущие отчетные периоды. Ретроспективный пересчет показателей бухгалтерской отчетности данным стандартом не предусмотрен.

Ошибкой признается пропуск и (или) искажение, возникшее в результате не использования информации о фактах хозяйственной жизни. В зависимости от даты обнаружения (выявления) ошибки они подразделяются на ошибки отчетного периода и ошибки предшествующего отчетного периода.

Ошибка отчетного периода – это ошибка, допущенная в отчетном периоде и выявленная до даты утверждения отчета об исполнении бюджета публично правового образования за отчетный период. Ошибка, выявленная позднее даты утверждения отчета об исполнении бюджета публично правового образования за отчетный период, является ошибкой предшествующего отчетного периода.

Порядок исправления ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности в зависимости от срока выявления (рис. 1):

Рис. 1 . Особенности исправления ошибок в зависимости от срока их выявления


Стандарт "Обесценение активов"

Обесценение – снижение стоимости актива, превышающее плановое (нормальное) снижение стоимости, связанное со снижением ценности актива для субъекта учета. Причины и факторы обесценения активов представлены на Рисунке 2.

Рис. 2. Причины и факторы обесценения активов

Выявление любого из признаков, которые ранее не являлись основанием для проведения обесценения, инвентаризационная комиссия с учетом существенности влияния принимает решение о необходимости определения справедливой стоимости актива. Согласно Стандарту "Концептуальные основы бухгалтерского учета…" справедливая стоимость – это цена, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив или обязательство между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами.

Убыток от обесценения определяется как разница между остаточной стоимостью актива и справедливой ценой (за вычетом затрат на выбытие) и единовременно относится на расходы экономического субъекта. При этом сумма начисленной амортизации не корректируется.

Убыток от обесценения актива не может превышать сумму остаточной стоимости. В случае если расчетное значение убытка превышает остаточную стоимость, остаточная стоимость актива уменьшается до нуля (с признанием соответствующей суммы в расходах).

Концепция Стандарта "Обесценение активов" уже частично реализована на практике – согласно имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения), списывается с баланса и подлежит учету на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение".

Анна Шершнева , эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса.

Регистрационный N 46519

3. Положения настоящего Стандарта не применяются:

а) при составлении и представлении субъектами отчетности бухгалтерской (финансовой) отчетности специального назначения, в том числе управленческой отчетности, а также налоговой отчетности и отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения;

б) при составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения субъектами отчетности, осуществляющими в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и составлению, представлению бюджетной отчетности, за исключением казенных учреждений, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

II. Термины и их определения

4. Термины, определения которым даны в других нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, используются в настоящем Стандарте в том же значении, в каком они используются в этих нормативных правовых актах.

5. В настоящем Стандарте используются термины и определения в указанных ниже значениях.

Отчетная дата - дата на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность за отчетный период.

Пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также к публично раскрываемым показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - Пояснения) - систематизированная и (или) формализованная унифицированным способом информация, дополняющая информацию, представленную в отчетах, составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее - отчеты), в виде словесного описания публично раскрываемых показателей и (или) детализации информации, раскрытой в отчетах, составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Раскрытие информации - отражение информации (в стоимостном, натуральном (числовом) выражении и (или) в виде словесных описаний) в отчетах, составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в Пояснениях, а также публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

III. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

6. Цели бухгалтерской (финансовой) отчетности заключаются в представлении информации, необходимой при принятии экономических решений пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности:

а) об источниках, распределении и использовании финансовых ресурсов;

б) о способах финансирования деятельности субъекта отчетности и удовлетворении его потребностей в финансовых ресурсах;

в) о способности субъекта отчетности финансово обеспечивать свою деятельность и выполнять государственные (муниципальные) полномочия (функции), осуществлять деятельность по выполнению работ, оказанию услуг;

г) о финансовом положении субъекта отчетности и его изменениях;

д) другой информации, необходимой для оценки результатов деятельности субъекта отчетности, в том числе в отношении издержек на ведение субъектом отчетности своей деятельности, эффективности такой деятельности, достигнутых результатов, соблюдения ограничений, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность общего назначения используется для прогнозирования объема ресурсов, необходимых для продолжения деятельности субъекта отчетности, в том числе прогнозных (оценочных) значений ресурсов, которые ожидается получить (создать) в процессе такой деятельности, а также прогнозирования объема сопутствующих с такой деятельностью рисков и неопределенностей.

7. Для достижения указанных целей бухгалтерская (финансовая) отчетность содержит следующую информацию:

а) об активах;

б) об обязательствах;

в) о доходах;

г) о расходах;

д) о движении денежных средств;

е) дополнительную нефинансовую информацию, представляемую в качестве отдельных отчетов, формирующих бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в том числе Пояснительной записки к бухгалтерской (финансовой) отчетности или в составе Пояснений .

Бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется на основании данных бухгалтерского учета.

8. В бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели активов и обязательств, доходов и расходов отражаются обособленно (развернуто) за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражение таких показателей предусмотрено обобщенно - показатель активов за вычетом обязательств, доходов за вычетом расходов.

Активы, в отношении которых нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотрено формирование резервов, отражаются в бухгалтерском балансе субъектов отчетности за вычетом указанных резервов.

Потоки денежных средств отражаются в отчете о движении денежных средств как поступления или выбытия денежных средств в соответствии с требованиями настоящего Стандарта и других нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

9. Данные годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности подтверждаются результатами инвентаризации активов и обязательств.

10. Бухгалтерская (финансовая) отчетность субъекта отчетности включает показатели всех его структурных подразделений, включая филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

11. Каждый отчет, включаемый в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также Пояснения, именуется отдельно.

Кроме того, в каждом отчете содержится следующая информация:

а) наименование субъекта отчетности;

б) степень обобщения отчетности: индивидуальная или консолидированная;

г) единица измерения показателей отчетности.

Публикация бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется на регулярной основе, позволяющей обеспечить пользователей отчетности необходимой информацией.

12. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, а также Пояснения к ней составляются на русском языке.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью , и (или) на бумажном носителе, в случае отсутствия возможности их формирования и хранения в виде электронных документов, и (или) в случае, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе.

В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа.

13. Отчетным периодом в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является отчетный год с 1 января по 31 декабря, за исключением случаев создания, реорганизации путем разделения, ликвидации (упразднения) субъекта отчетности в течение отчетного периода, а также случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Первым отчетным периодом в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта отчетности, созданного в течение отчетного периода, является период с даты государственной регистрации субъекта отчетности по 31 декабря года его создания включительно, если иное не предусмотрено настоящим Стандартом и другими нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Последним отчетным годом для реорганизуемого субъекта отчетности, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации.

При реорганизации субъекта отчетности в форме присоединения последним отчетным годом для субъекта отчетности, который присоединяется к другому субъекту отчетности, является период с 1 января года, в котором внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения.

При ликвидации казенного учреждения (упразднении государственного органа, органа местного самоуправления) последним отчетным годом является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации юридического лица, до даты внесения такой записи.

Положения настоящего Стандарта по составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в результате реорганизации не применяются при изменении:

а) подведомственности субъекта отчетности;

б) учредителя государственного (муниципального) учреждения;

в) типа государственного (муниципального) учреждения.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется с учетом положений настоящего Стандарта исходя из типа государственного (муниципального) учреждения по состоянию на отчетную дату.

Отчетным периодом в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений, тип которых был изменен в течение отчетного периода, является отчетный год с 1 января по 31 декабря года изменения типа учреждения, если иное не предусмотрено настоящим Стандартом и другими нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

14. Отчетной датой для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является 1 января года, следующего за отчетным.

IV. Состав и содержание показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащих публичному раскрытию

15. Публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется субъектом отчетности после представления бухгалтерской (финансовой) отчетности ее пользователям.

16. Публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется на основе допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности.

Соблюдение допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности предполагает, что бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется субъектом отчетности из допущения продолжения им его деятельности и выполнения полномочия (функции) и обязательств не менее трех лет начиная с года, в котором составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (далее - обозримое будущее) и у учредителя субъекта отчетности отсутствуют намерения и (или) необходимость принять решение о его ликвидации (упразднении) или об изменении в обозримом будущем его основной деятельности.

Изменение подведомственности субъекта отчетности, изменение учредителя и (или) типа государственного (муниципального) учреждения не является фактом, свидетельствующим о несоблюдении допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности.

Если публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется не на основе допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности, этот факт раскрывается в Пояснениях с описанием причины, по которой субъект отчетности не считается непрерывно действующим. Дополнительно в Пояснениях раскрывается информация о влиянии факта несоблюдения допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности.

17. Представление и классификация публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности остаются неизменными от периода к периоду за исключением следующих случаев:

а) в результате значительных изменений характера деятельности субъекта отчетности;

б) когда результаты анализа раскрываемых показателей его бухгалтерской (финансовой) отчетности указывают, что другое представление или классификация показателей необходимо исходя из положений применяемой в отчетном периоде учетной политики субъекта отчетности;

в) когда нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности предусматривают изменение классификации публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) порядка их раскрытия в отчетности.

При внесении изменений в классификацию публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом отчетности пересматривается классификация сравнительной информации раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущие отчетные периоды (далее - реклассификация показателей отчетности).

18. При реклассификации показателей отчетности субъектом отчетности раскрывается в Пояснениях :

а) характер реклассификации показателей отчетности;

б) стоимостные показатели, подлежащих реклассификации показателей отчетности;

в) причину реклассификации показателей отчетности.

Если реклассификация показателей отчетности за предыдущий отчетный период субъектом отчетности не осуществляется, то в Пояснениях субъектом отчетности указывается:

причина, по которой не производится реклассификация показателей отчетности;

характер корректировок показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые были бы произведены в случае реклассификации показателей отчетности.

19. Корректировки сравнительной информации в связи с изменениями учетной политики субъекта отчетности или исправлениями ошибок производятся в порядке, установленном иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

20. Все существенные показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражающие группы активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета представляются отдельно.

Показатели, отличающиеся от других по своему содержанию (функциональному, экономическому) раскрываются отдельно за исключением случаев, когда отражение обобщенных показателей не влияет на существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Показатели, обобщение которых не влияет на существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, но которые необходимы для достоверного представления информации о результатах деятельности субъекта отчетности, раскрываются обособленно в Пояснениях.

21. По всем публично раскрываемым показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом отчетности раскрывается сопоставимая информация хотя бы за один аналогичный предыдущий период, за исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При наличии описательных (словесных) пояснений к отдельным показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности сопоставимая описательная информация за предыдущий период раскрывается, если она является необходимой для понимания пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности таких показателей.

22. При публичном раскрытии показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели, подготовленные на основе данных бухгалтерского учета, выделяются от иной информации о деятельности субъекта отчетности таким образом, чтобы пользователи публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности смогли отличить такую информацию от иной информации о деятельности субъекта отчетности.

23. Публично раскрываемые показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности представляются в тысячах, миллионах или миллиардах рублей. Для более подробного раскрытия информации при составлении Пояснений показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности представляются в иных единицах измерения.

24. Раскрываемые показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта включают:

показатели, отраженные в бухгалтерском балансе, отчете о финансовых результатах деятельности, отчете о движении денежных средств, Пояснительной записке;

показатели отчетов, обеспечивающие сопоставление показателей, утвержденных законом (решением) о бюджете и показателей исполнения бюджета;

Пояснения.

Бухгалтерский баланс

25. Показатели бухгалтерского баланса характеризуют финансовое положение субъекта отчетности на отчетную дату. Показатели баланса представляются на начало и конец отчетного года.

26. Активы и обязательства в бухгалтерском балансе представляются с подразделением на долгосрочные (внеоборотные) и краткосрочные (оборотные).

27. Актив субъекта отчетности классифицируется как краткосрочный, если он удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

а) актив предназначен для потребления, передачи (продажи) или обращения в денежные средства (иные активы) в течение 12 месяцев после отчетной даты;

б) актив представляет собой финансовый актив, классифицируемый в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности как краткосрочный актив;

в) актив представляет собой денежные средства или эквиваленты денежных средств (краткосрочные высоколиквидные инвестиции, легко обратимые в заранее известную сумму денежных средств и не подверженные значительным рискам изменения их стоимости, например, депозиты до востребования) при условии отсутствия ограничений на их обмен или использование для погашения обязательств в течение периода, не превышающего 3 месяцев после отчетной даты.

Краткосрочные активы включают материальные запасы, дебиторскую задолженность и другие активы, которые могут быть потреблены, переданы (проданы) или обращены в денежные средства в течение 12 месяцев после отчетной даты, даже если их выбытие в течение этого периода и не предполагается. Краткосрочные активы включают также текущую долю долгосрочных финансовых активов, то есть часть долгосрочных финансовых активов субъекта, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Все прочие активы субъекта отчетности, включая материальные, нематериальные и финансовые активы, классифицируются как долгосрочные.

28. Обязательство субъекта отчетности классифицируется как краткосрочное, если оно удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

а) предполагается его погашение в течение 12 месяцев после отчетной даты (даже если первоначальный срок погашения превышал 12 месяцев);

б) обязательство представляет собой финансовое обязательство, классифицируемое в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, как краткосрочное обязательство;

в) у субъекта отчетности отсутствует безусловное право отсрочить погашение обязательства как минимум на 12 месяцев после отчетной даты.

Такие обязательства, как начисленная заработная плата и другие начисленные расходы, связанные с осуществлением деятельности субъекта отчетности, кредиторская задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (за исключением инвестиционных налоговых кредитов, предоставленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, срок предоставления которых превышает 12 месяцев после отчетной даты), составляют часть оборотного капитала, используемого субъектом отчетности. Указанные обязательства классифицируются как краткосрочные, даже если они подлежат погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты. К краткосрочным обязательствам относится также текущая доля долгосрочных обязательств, то есть часть долгосрочных обязательств субъекта, подлежащая погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Все прочие обязательства субъекта отчетности классифицируются как долгосрочные.

29. Если субъект отчетности предполагает и имеет право согласно условиям соглашения о финансировании пролонгировать или рефинансировать какое-либо обязательство на срок, превышающий как минимум 12 месяцев после отчетной даты, такое обязательство классифицируется как долгосрочное, даже если оно подлежит погашению в более короткие сроки. Если субъект отчетности не имеет право пролонгировать или рефинансировать обязательство, то потенциальная возможность пролонгации или рефинансирования такого обязательства не принимается во внимание и обязательство классифицируется как краткосрочное.

30. Обязательство, возникшее в результате нарушения субъектом отчетности условий соглашения о финансировании и подлежащее исполнению по требованию кредитора, классифицируется как краткосрочное, даже если требования кредитора не предусматривают исполнение обязательства в течение 12 месяцев после отчетной даты и на отчетную дату у субъекта отчетности отсутствовало право отсрочить исполнение требования кредитора на срок более 12 месяцев после отчетной даты.

Если до отчетной даты либо после отчетной даты, но до даты утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, по соглашению с кредитором у субъекта отчетности возникло право на отсрочку погашения обязательства на период, оканчивающийся не ранее чем через 12 месяцев после отчетной даты, при условии что кредитор не вправе требовать от субъекта отчетности исполнении обязательства в течении# 12 месяцев после отчетной даты, такое обязательство классифицируется как долгосрочное.

31. По долговым обязательствам, классифицированным в бухгалтерской (финансовой) отчетности как краткосрочные, субъектом учета раскрывается информация о произошедших в период между отчетной датой и датой утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности следующих событиях:

а) рефинансирование на долгосрочный период;

б) устранение нарушения соглашения о долгосрочном финансировании;

в) получение от кредитора отсрочки исполнения обязательств на период, оканчивающийся не ранее чем через 12 месяцев после отчетной даты.

32. Показатели активов субъектов отчетности раскрываются в нетто-оценке, то есть за вычетом любой накопленной амортизации амортизируемых активов, убытков от обесценения, резервов под снижение стоимости материальных запасов и резервов по сомнительным долгам.

33. В Пояснениях субъектом отчетности раскрывается детализированная, существенная информация об активах и обязательствах, необходимая для понимания пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности финансового положения субъекта отчетности.

34. В Пояснениях субъектом отчетности раскрывается информация о чистых активах. В случаях, если чистые активы не превышают нижнюю границу допустимых лимитов, установленных действующим законодательством Российской Федерации, в Пояснениях дополнительно раскрываются причины отклонения от требований, а также план мероприятий по нормализации показателей.

Отчет о финансовых результатах

35. Сальдированное отражение доходов и расходов (отражение доходов за вычетом соответствующих расходов) при раскрытии показателей отчета о финансовых результатах допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

36. В составе Пояснений при детализации показателей отчета о финансовых результатах субъектом отчетности раскрывается детализированную информацию о доходах и расходах за отчетный период и аналогичный период прошлого года, систематизированных по степени их существенности по отношению к финансовому результату отчетного периода.

Пояснительная записка и пояснения

37. Кроме раскрытия показателей баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, субъект отчетности обязан составлять пояснительную записку к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Пояснительная записка к бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта отчетности представляется в упорядоченном виде и содержит следующую информацию:

а) информацию о месте нахождения и организационно-правовой форме субъекта отчетности;

б) сведения об изменениях наименования субъекта за отчетный период, если такие изменения производились;

в) перечень основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность субъекта отчетности;

г) наименование учредителя субъекта отчетности и наименование органа, осуществляющего внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль;

д) если субъект отчетности создан на определенный срок, то информацию о сроках его деятельности;

е) сведения об основных направлениях деятельности субъекта отчетности, иную информацию о деятельности субъекта, существенную для понимания пользователями отчетности финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств субъекта;

ж) указание на то, что представленные показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности сформированы исходя из нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

з) краткое описание основных положений учетной политики, в том числе:

способы оценки активов, обязательств, доходов и расходов, применяемые субъектом отчетности при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях, когда нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, допускают выбор субъектом отчетности одного из нескольких допустимых способов оценки активов, обязательств, доходов и расходов;

применяемые субъектом отчетности положения учетной политики при первом применении настоящего Стандарта и характер таких положений;

информацию о профессиональных суждениях, выработанных в процессе применения учетной политики и оказывающих существенное влияние на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности (например, профессиональные суждения о том, относятся ли объекты к основным средствам или инвестиционной недвижимости, являются ли договоры соглашениями об аренде);

прочие положения учетной политики субъекта отчетности, необходимые для понимания пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности его финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств;

и) информация, раскрытие которой в Пояснительной записке к бухгалтерской (финансовой) отчетности требуется в соответствии с настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

к) информация об основных источниках неопределенностей в отношении учетных оценок, включая ключевые допущения, касающиеся будущих событий, и другие основные источники неопределенностей, в связи с которыми имеются риски существенных корректировок балансовой стоимости активов и обязательств в следующем отчетном году, а также наименование и балансовую стоимость таких активов и обязательств на отчетную дату . К таким учетным оценкам, например, относятся оценка возмещаемой стоимости определенных классов основных средств, оценка влияния технологического устаревания на стоимость запасов, оценка резервов в связи с будущими результатами текущих судебных разбирательств;

л) информация о результатах исполнения субъектом отчетности плана его финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы) или указание на наименование и место публикации отчета, в котором содержится такая информация;

м) информация о результатах исполнения субъектом отчетности государственного (муниципального) задания или указание на наименование и место публикации отчета, в котором содержится такая информация;

н) иная финансовая и нефинансовая существенная информация, необходимая для понимания пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств субъекта отчетности.

V. Переходные положения настоящего Стандарта при его первом применении

38. При первом применении настоящего Стандарта субъектом отчетности раскрываются показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности на своем портале в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) ином ресурсе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

39. Представление сопоставимой информации за хотя бы один предыдущий отчетный период в бухгалтерской (финансовой) отчетности, сформированной при первом применении настоящего Стандарта, осуществляется субъектом отчетности в соответствии с его учетной политикой, применяемой в отчетном периоде.

40. Если субъект отчетности не осуществляет представление в бухгалтерской (финансовой) отчетности, сформированной при первом применении настоящего Стандарта, сопоставимой информации за хотя бы один предыдущий отчетный период, об этом факте указывается в Пояснениях.

_____________________________

* Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195), от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854), от 20 марта 2015 г. N 43н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 14 ноября 2017 г. N 189н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный номер 49217), от 7 марта 2018 г. N 42н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 г., регистрационный номер 50553), от 30 ноября 2018 г. N 243н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2018 г., регистрационный номер 53168), от 28 февраля 2019 г. N 32н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2019 г., регистрационный номер 54184), от 16 мая 2019 г. N 73н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 июня 2019 г., регистрационный номер 54909).

** Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2019 г., регистрационный номер 55140).

Стандарт – это определенная норма, закрепленная документально. Что касается бухучета, к нему существуют определенные требования, декларирующие минимальные нюансы и допустимые способы ведения. Их и называют стандартами.

Познакомимся подробнее с отраслевыми стандартами бухучета, в отличие от федеральных и внутренних.

Виды стандартов для ведения учета

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06 декабря 2011 года в ч. 1 ст. 21 выделяет такие виды стандартов для учета:

  • федеральные – установленные законодательством страны, актуальны для любых организаций, действующих на территории Российской Федерации;
  • отраслевые – принятые нормативными документами по соответствующей области деятельности;
  • внутренние – принимаемые локальными актами каждого отдельного предприятия.

ВАЖНО! Федеральные и отраслевые стандарты являются обязательными к применению. Разрабатывая внутрифирменные стандарты, организация должна позаботиться о том, чтобы они не противоречили отраслевым и федеральным.

Особенности отраслевых стандартов

Отраслевые стандарты – это правила, регулирующие применение федеральных стандартов бухучета в разных отраслях функционирования, создающиеся с учетом нюансов отдельных видов деятельности (отраслей) или их направлений.

Принципы составления отраслевых, как и иных стандартов бухучета, направлены на его регулирование:

  • приведение требований в соответствие с потребностями людей и организаций, составляющих и получающих бухгалтерскую отчетность;
  • достижение современного уровня развития практики и научных методов финансового учета;
  • организация единства правил для различных систем бухгалтерского учета;
  • упрощение учета и отчетности (для тех категорий, имеющих право применять упрощенные методы бухгалтерии).

Общее между федеральными и отраслевыми стандартами

  1. Регулируют способы бухгалтерского учета в организации.
  2. Безоговорочно обязательны к применению.
  3. Устанавливают:
    • минимально необходимые правила ведения бухгалтерского учета;
    • допустимые методы учета.

Отличия отраслевых стандартов от федеральных

  1. Отраслевые стандарты конкретизируют федеральные.
  2. Имеют более элементарный механизм использования.
  3. Принимается во внимание вид деятельности, для которого они создаются.
  4. Могут быть утверждены только по результатам экспертизы в Совете по стандартам.

Отраслевые стандарты могут быть универсальными для отдельных направлений деятельности, детализировать специальные правила к бухучету или же раскрывать особенности его ведения в конкретных сферах.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В свете постепенного перехода к международным стандартам учета (МСФО) разработка и использование отраслевых стандартов являются весьма целесообразными. Центробанк РФ, регулирующий отечественный рынок, активно занимается разработкой и внедрением стандартов для всех основных отраслей, действующих сегодня в различных экономических секторах.

Поводы для разработки отраслевых стандартов

Помимо необходимости приближения требований учета к международным, Банк РФ руководствуется следующими соображениями, диктующими появление разнообразных отраслевых стандартов:

  • стремлением к универсальности бухгалтерской отчетности;
  • желанием повысить информативность подаваемых форм;
  • планируемым в ближайшем будущем переходом на план бухгалтерских счетов, единый для кредитных и некредитных финансовых организаций.

Отраслевые стандарты постоянно пополняются и внедряются в жизнь организаций постепенно, по мере их принятия и утверждения в Совете по Стандартам.

Что входит в отраслевые стандарты

Отраслевые требования к способам и методом бухучета конкретизируют особенности применения федеральных, поэтому содержат ту же информацию, но имеющую специфичный характер:

  • сведения об объектах бухучета, их определении и классификации;
  • правила их принятия к учету и списания;
  • методы, по которым устанавливается их стоимость;
  • применяемый план бухгалтерских счетов;
  • требования к финансовой отчетности и др.

Примеры отраслевых стандартов

Выпуская новый отраслевой стандарт, Банк РФ размещает его на своем официальном сайте. Кроме уже утвержденных, там содержатся проекты стандартов, готовящихся к экспертизе. Относительно каждого из опубликованных Положений Банк России публикует специальные разъяснения и инструкции. Приведем примеры самых «свежих» новинок отраслевых стандартов от Банка РФ.

  1. Отраслевые стандарты для некредитных финансовых организаций (НФО):
    • для деятельности по договору доверительного управления имуществом (№505-п от 18 ноября 2015 года);
    • для операций с резервами, отражающими оценочные и условные обязательства некредитных организаций (№508-п от 03 декабря 2015 года);
    • учет бухгалтерией производных финансовых инструментов (№488-п от 04 сентября 2015 года);
    • бухгалтерский учет доходов, расходов, прочего совокупного дохода (№487 от 04 сентября 2015 года);
    • порядок составления бухгалтерских отчетных документов (№526-п от 28 декабря 2015 года);
    • порядок составления финотчетности участников рынка ценных бумаг и различных инвестиционных фондов, торговых организаторов и контрагентов, агентств кредитного рейтинга и кредитных историй, брокеров по страховкам (№532-П от 03 февраля 2016 года) и др.
  2. Отраслевые стандарты для страховых организаций:
    • порядок составления документов для отчетов бухгалтерии (№526-п от 28 декабря 2015 года);
    • операций по ведению страховой деятельности (№502-п от 05 ноября 2015 года);
    • бухучет в российских страховых организациях и обществах взаимного страхования (№491-П 04 сентября 2015 года) и др.
  3. Отраслевые стандарты для кредитных финансовых организаций (КФО):
    • правила начисления и выплаты вознаграждений персоналу КФО (№465-п от 15 апреля 2015 года);
    • особенности выполнения требований по резервам (№554-п от 20 октября 2016 года);
    • учет основных средств, недвижимости, активов, которые временно не эксплуатируются, запасов, предназначенных на продажу и полученных в качестве залога или отступного (№448-п от 22 декабря 2014 года);
    • требования по осуществлению хеджирования (№525-п от 28 декабря 2015 года) и др.

Новшества 2018 года

Банк России стал исполнять новые, дополнительные функции: по регулированию отраслевых требований к бухгалтерскому учету отдельных видов деятельности. Например, ранее контроль для некредитных финансовых организаций выполняли Финансовая служба по финансовым рынкам и Федеральная служба страхового надзора, а сами требования разрабатывал Минфин РФ. Для НФО с 1 января 2018 года начинают действовать отраслевые стандарты, принятые Банком России: эти организации должны перейти на новый ПБУ.

Для создания Положений относительно бухучета в НФО Банк России использовал базу, ранее разработанную им относительно КФО. Многие пункты остались аналогичными, но есть и новшества, связанные с повсеместным сближением с МСФО.

СПРАВКА! Если в положениях, принятых Банком РФ как главным регулятором рынка, какие-либо вопросы не нашли урегулирования в соответствующих нормативных актах, рекомендуется пользоваться требованиями МСФО.

Специализированные организации готовы помочь руководству предприятий оперативно перейти на новые способы ведения учета, оказав содействие в:

  • формулировании учетной политики;
  • соотнесении имеющихся ПБУ с отраслевыми и федеральными стандартами;
  • нумерации новых лицевых счетов;
  • разработке методики оценки активов и обязательств;
  • автоматизации бухучета по новым требованиям.

Специалисты готовы обучать и консультировать работников бухгалтерской сферы по любым вопросам, связанным с переходом на новый уровень учета финансовой деятельности.

РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета) – совокупность норм федерального законодательства России и Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), издаваемых Министерством Финансов РФ, которые регулируют правила бухгалтерского учета.

Законодательная база

Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) регламентируются Федеральным законом о бухгалтерском учете №402-ФЗ от 06.12.11 и обязательны к применению на территории Российской Федерации.

В состав РСБУ входят План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, Положение по ведению бухучета и отчетности, а также 24 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), регулирующие различные особенности учета.

Ведение учета и валюта отчетности

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.

Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.

Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Таким образом, по РСБУ бухгалтерский учет ведется и отчетность составляется только в рублях.

Отчетный период

В РСБУ отчетный год всегда совпадает с календарным годом, оканчивающимся 31 декабря (исключение предусмотрено для вновь созданных организаций).

Формы отчетности по РСБУ

РСБУ включают в себя следующие формы отчетности:

    бухгалтерский баланс;

    приложения к формам, предусмотренные законодательством:

    аудиторское заключение, подтверждающее правильность ведения бухучета (для компаний с обязательным аудитом);

    пояснения.

Конечные пользователи информации, полученной из отчетности, составленной по РСБУ

Информация, полученная из отчетности, составленной по РСБУ, необходима внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации) для принятия экономически обоснованных решений при осуществлении хозяйственной деятельности, а также внешним пользователям (инвесторам, кредиторам, государственным органам исполнительной власти и др.).

Данная информация также используется налоговыми органами для:

    фискальных целей;

    установления правильности ведения учета;

  • исчисления налогов и сборов.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета): подробности для бухгалтера

  • Как провести сближение РСБУ и МСФО: практические советы

    Интерес к теме сближения российских (РСБУ) и международных (МСФО) стандартов... случаях - даже если они противоречат РСБУ. Предлагаем разобраться, на основании... интерес к теме сближения российских (РСБУ) и международных (МСФО) стандартов... случаях - даже если они противоречат РСБУ. Предлагаем разобраться, на основании... этапе важно проанализировать готовящиеся изменения РСБУ с возможностью досрочного применения. Как... в результате которых учетные методы РСБУ станут аналогичными МСФО. Соответственно, ...

  • РСБУ или МСФО? Можно ли применять для целей ТЦО отчетность по МСФО

    Различия в учетных политиках между РСБУ и МСФО, или такие корректировки...

  • Как ускорить выпуск отчетности в ритейле с помощью автоматизации трансформационных корректировок

    Составлять отчетность не только по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ), но и по международным...

  • Учет долгосрочных договоров

    Со счетами себестоимости (в стандартах РСБУ – в соответствии с ПБУ... от друга. Переход от метода РСБУ (полной себестоимости) на метод... На показатель себестоимость в отчетности РСБУ влияет практика ценообразования контрактов длительного... себестоимости или остатков незавершённого производства РСБУ как на начало периода, ... на остатки незавершённого произвордства РСБУ на 31.12.2019 ... МСФО на остатки готовой продукции РСБУ на 31.12.2019 ... системы отчетности по МСФО и РСБУ. Особенностями российской практики учету...

  • Учет и отчетность по МСФО в «1С»

    Стандартов, а также возможность гармонизации Российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) и Международных стандартов бухгалтерской...

  • 12 преимуществ автоматизации аудита

    Единых стандартов финансовой отчетности (МСФО, РСБУ); Многие аудиторские задачи решаются с... план счетов Ведение проектов по РСБУ и МСФО Пользователям доступно автоматическое... формирование отчетности в соответствии с РСБУ и МСФО, готовые шаблоны формата...

  • Залог успеха – ответственная подготовка к экзамену

    Я занимаюсь аудитом отчетности по РСБУ, а аудит по МСФО - это...